Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 188 рамках национальных государств конкретных сообществ. Второй аспект, который Р. Робертсоном обозначен как локализация глобальности, трактуется им как тенденция реализации глобального через локальное. Во втором аспекте «глобальное» истолковывается Р. Робертсоном не только как «интернациональное», но одновременно (в той степени, в какой оно глобализировано), и как «локальное». Поэтому, с точки зрения Р. Роберсона, термин «глокализация» позволяет отобразить двухаспектность процесса глобализации, происходящее в этом процессе взаимопроникновение глобального и локального. А, следовательно, глобальное и локальное трактуются им как два измерения мирового целого, в котором одно из них совершенно невозможно без другого. По нашему мнению, в процессе глокализации недостаточно видеть отмеченные Р. Роберсоном два аспекта, а следует иметь в виду, что это многоэтапный процесс и акцентировать внимание на четвертом этапе, который, по сути дела, и означает появление феномена – глокальности. Такой подход к интерпретации глокальности диктуется диалектической методологией. На основе использования диалектической методологии, можно утверждать, что в процессе создания общества единой судьбы человечества глокализация носит поэтапный характер. На первом этапе, в ответ на вызовы процесса глобализации, в конкретном локале зарождается ответная противоположная тенденция. Таким образом, в процессе в глобализизации формируются две противоположные тенденции. На втором этапе, какое-то время и в каком-то пространстве противоположные тенденции находятся в состоянии сосуществования. На третьем этапе, сосуществование противоположных тенденции сменяется их борьбой. На четвертом этапе, происходит их взаимопереплетение, и возникает новое качественное состояние объекта, которое характеризуется сопряженностью противоположностей. Это новое качественное состояние и следует именовать глокальностью. С позиций философии культуры, процесс глокализации можно представить следующим образом. В современном культурном процессе формируется некий глобальный контекст, в котором живут локальные культуры. Постепенно глобальное пространство заполняется различными идентичностями, где идентичное, локальное подчиняется редукции и формализации. В результате формируется многообразие форм, бытийствующих в унифицированном пространстве. Российский исследователь глокализации И. Г. Яковенко считает, что в процессе глобализации происходит нейтрализация, а иногда и полное уничтожение контекстов. Главный конфликт этого процесса, по его мнению, находится в сфере противопоставления универсального фундаментальному. « Дело в том, – подчеркивает он, что любая «локальная цивилизация» переживается ее носителями как целостный космос, как самоочевидная данность – естественная и потому единственно возможная. Иными словами, любая локальная цивилизация – не что иное, как модус, выдающий себя за субстанцию. Здесь происходит столкновение с древней и глубоко заложенной априорной установкой» [6, с. 206]. На основании данного вывода российский философ выдвигает идею о том, что цивилизационное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=