Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 187 С нашей точки зрения, методологическое осмысление взаимодействия процессов глобализации и локализации может быть осуществлено на основе исследования внутренней противоречивости социального процесса глобализации. В исследованиях процесса глобализации отмечается такая его особенность, как постоянное порождение противоположной тенденции. Любая конкретная тенденция процесса глобализации на определенном этапе своего развития стимулирует зарождение и развитие противоположной тенденции. По- видимому, в данном случае проявляется выявленная, в свое время, Арнольдом Тойнби, закономерность общественно-исторического процесса, которую он охарактеризовал как «Вызов – Ответ». По нашему мнению, объяснить этот феномен в данном контексте можно на основе применения диалектической методологии. Как известно, диалектическая методология, считает источником многообразия и развития диалектическое противоречие . Диалектическое противоречие, с точки зрения этой методологии, предполагает наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, которые полагают и отрицают друг друга, и могут существовать лишь во взаимной связи, в единстве. Процесс глобализации, с позиций диалектической методологии, можно трактовать как стимул появления и развития противоположных процессов. В социогуманитарной литературе корректное объяснение внутренней противоречивости процесса глобализации было осуществленона основе введения термина «глокализация» и разработки концепции глокализации мирового социального процесса. Уточним значение термина «глокализация» и начнем с его этимологии. Этимологически, термин «глокальный» внутренне противоречив, поскольку, он сочетает в себе значения противоположных терминов «глобальный» и «локальный». Термин «глобальный», производный от английского слова global, который переводится как всеобщий, всемирный, всеобъемлющий. И термин «локальный», производный от латинского слова localis <locus, который переводится как место, местный, не выходящий за определенные пределы. В научной литературе существуют две различных интерпретации феномена глокализации. Первый – процесс глокализации следует рассматривать как антитезу процессу глобализации, которая предполагает построение децентрализованного и «справедливого» мира, на основе сетевых форм самоорганизации, а также межкультурной коммуникации и глобальной этики устойчивого развития. Второе – глокализация – это социальный процесс построения мирового общества на основе равновесия между глобальными и локальными процессами в разных сферах жизни. С нашей точки зрения методологический подход к проблеме глокализации более удачно отражен во втором подходе. На философском уровне концепцию глокализации во втором аспекте, одним из первых начал разрабатывать Р. Робертсон, который выявил два противоречивых аспекта в процессе глобализации: глобальную институционализацию жизненного мира и локализацию глобальности. Первый аспект трактуется им как способ организации повседневных локальных взаимодействий и социализации, происходящих в системе, существующих в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=