Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 186 Р. Робертсона, что «глобальное не оппозиционно локальному, оно, в сущности, включено в глобальное» [2, с. 363]. В современном мире взаимозависимость и взаимовлияния настолько высоко, что любое локальное событие в той или иной степени, будет либо глобально обусловлено, либо будет иметь глобальные последствия. В этом контексте, справедливо утверждение А.Дирлика, что «каждая локальная история является частью глобальной «большой картины [3, с. 37]. И это означает, что в современном мире невозможно рассматривать любые локальные события иначе, как в рамках более широкой совокупности социальных обстоятельств. Иными словами, в современном мире локальности функционируют в глобальном контексте. Как справедливо утверждают Р. Робертсон и Х. Кхондкер, «глобализация задает глобальные обстоятельства, контекст взаимодействия, в которых цивилизации, регионы, национальные государства, нации, люди взаимодействуют и конструируют свою собственную историю и идентичность» [4, с. 30]. Однако, отмечая важную роль глобальных обстоятельств, Р. Робертсоном и Х. Кхондкером делается неоправданный вывод о том , что локальное главным образом является продуктом глобального. По их слова, «особенное» – это, в большей степени, сторона «универсального», чем его противоположность [4, с. 30]. По нашему мнению, такое утверждение о роли «глобального» относительно «локального», не соответствует действительности . Можно признать, что глобальное стимулирует появление новых локальностей, но при этом следует подчеркнуть, что оно еще в большей степени стимулирует политику защиты и более четкой артикуляции уже существующих границ локальностей. Таким образом, глобальные процессы не только не ведут к полному исчезновению локального, они нередко способствуют его формированию и усилению. В глобальных процессах локальности стремятся защитить себя от растворения в глобальном, через усиление и поддержание существующих локальных традиций, идентичностей. Иными словами, сопротивляясь давлению «глобального», локальности производят все больше локального. Осознание какой-либо среды как локальной, и идентификация с ней происходит лишь в процессе взаимодействия с другими локальностями. По словам специалиста по философии культуры М. Фезерстоуна, «артикуляция локальных ценностей, чувство особенности локального места становятся более сильными и определенными, когда локальности сталкиваются с другими локальностями или оказываются перед угрозой растворения» [5, с. 54-55]. Локальности, как правило, демонстрируют внешний единый образ, сохраняя при этом внутреннюю социальную гетерогенность, поскольку в межлокальном взаимодействии у местного населения растет осознание символической границы между ними и другими общностями, которое, в свою очередь, приводит к мобилизации и преобразованию набора локальных символов. Однако, не исключено, что в определенных глобальных условиях те или иные локальности могут отойти от этого единого внешнего образа и демонстрировать более открытое поведение .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=