Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 184 бытия оставаться самим собой в изменяющихся ситуациях. Идентичность – это разноплановое явление, которое обладает сложной структурной организацией. В исследовании феномена идентичности можно выявить различные уровни и формы. В частности, можно выявить объективирующий уровень идентичности, который указывает на объектную неизменность, а также социальный аспект идентичности, который проявляется при сосредоточении социальных субъектов на аспекте тождественности. В современных условиях актуализируются такие аспекты идентичности, как ее аутентичность и множественность, позитивное измерение и ее кризисные формы. В связи с исследованием кризисных форм идентичности специалистами выявлены ряд механизмов сохранения и воспроизводства идентичности. Эти механизмы различны для разных уровней идентичности. На социальном уровне наиболее универсальным и действенным является традиция. Классическую трактовку феномена традиции сформулировал в середине XIX века М. Вебер. М. Вебер дал узкосоциологическую трактовку традиции, как механизма воспроизводства социальных институтов и норм, которое обеспечивает поддержание последних на основе узаконивания их самим фактом существования в прошлом. Мы считаем необходимым выйти за рамки узкосоциологической трактовки традиции и пересмотреть с социально-философских позиций сложившуюся в XIX веке трактовку традиции. По нашему мнению, с социально-философских позиций, традицию следует трактовать как всеобщий родовой опыт культуры, который носит устойчивый характер и закреплен в конкретных стереотипах культурной жизнедеятельности. Основная социальная функция традиции - нормативно-регулятивная. Благодаря этой функции, традиция позволяет сохранить, как содержательную наполненность породивших ее конкретных форм жизнедеятельности общества, так и специфических форм собственного существования. Однако было бы заблуждение трактовать традицию как статичное состояние. Традиция имеет и динамическую составляющую и способна выступать как институт социокультурного воспроизводства. Следовательно, в институте традиции присутствуют одновременно консервативная и креативная составляющие. В философской литературе понятие «локальное » эксплицируется в аспектах пространственно-временного континиума и представляется как определенные характеристики пространства и времени. С понятием «локальное » традиционно связывают процессы, действия и явления, которые привязаны к определенному месту действия и/или ограничены условиями конкретного места. Такая трактовка локального предполагает взаимозависимость процессов, происходящих в одном и том же месте, и в то же время определенную степень независимости локальных процессов от факторов, находящихся вне данной локальности. Необходимо отметить, что «локальное» является относительным понятием, как с точки зрения пространственно-территориальных отличий, так и временных. В своем исследовании мы используем системный подход к классификации пространственно-территориальных локальностей. Мировое

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=