Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 180 2) в них – и ими – «субъективная моральная нацеленность поступка» радикально расходится с «общественно значимым смыслом». Начав с моральной оценки мира, в котором страдают дети, моральный субъект, будучи не в силах ни вынести, ни отрицать, заключает построением диктатуры Великого Инквизитора. Начав с осуждения мира, «доктор Фаустус» заключает «уничтожением Девятой симфонии». («Я понял, этого не должно быть. Доброго и благородного. Того, во имя чего разрушались бастилии. Я понял, и я уничтожу это...»). Поступок (морального субъекта), таким образом, не ведет к Симфонии (общего и частного). Напротив, уничтожение Симфонии («слияния рек, в котором встретилось и смешалось множество потоков,.. желания и мечты людей всех возрастов» (Ромен Роллан)) становится Поступком. Адриан Леверкюн, в точности по Ницше, находится на последней ступени нигилистического процесса – накладывает запрет на конструирование «ложных божеств», ретуширующих боль и вину мира (кантовские постулаты, гегелевский синтез, трехчастная форма, тональность, «Ода к радости»...); они – психологическая лазейка («форма лжи») нужная для того, чтобы «не смотреть в лицо истине» (абсурда). И с отчаянием отвергает им же (имя Фауст подчеркивает единство судьбы западного человека в его идее) созданные ценности. Заключение У Адриана Леверкюна, как минимум, два прототипа: Ницше и Арнольд Шенберг. Таким образом, в фигуре Фауста XX века сочетаются идеи волево- властного начала и сострадания узникам Освенцима. Это обстоятесльство намекает на глубинное родство противоположностей, укорененных в ситуации абсурда. И на то, что только найдя новый ответ на вопрос «зачем», возможно согласовать субъективную нацеленность поступка и его общественно значимый смысл. Идеи философии поступка – личностного корня морали, бытийной ответственности, – должны быть согласованы с новым историческим целеполаганием. В «неправильном мире», в мире без цели, поступок морального субъекта необходимо оборачивается уничтожением симфонии. Литература 1. Адорно Т. Проблемы философии морали / Пер. с нем. М. Л. Хорькова. М.: Республика, 2000. 239 с. 2. Вейль Г. Математический способ мышления / Ред. Б. В. Бирюков и А. Н. Паршин / Пер. с англ. Ю. А. Данилов. М.: Наука, 1989. 400 с. 3. Гусейнов А. А. Нравственная философия и этика // Гуманитарные ведомости ТГПУ имени Л.Н. Толстого. Вып. 2 (30). Тула, 2019. С. 8-39. 4. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч. в 6 тт. Т. 4. Ч. I. М.: Мысль, 1965. 544 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=