Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 18 идея об устройстве небольшой буддийской молельни, рассчитанной на 100-120 прихожан [28, с. 27]. В 1905 г. Агван Доржиев приезжает в столицу уже с посланием Далай-Ламы XIII, в котором содержались мысли о строительстве буддийской молельни в Санкт-Петербурге. Данная идея не встретила возражений Императора Николая II. Осенью того же года А. Доржиев поселяется в Санкт-Петербурге [29, с. 31]. В 1908 г. А. Доржиевым было передано официальное ходатайство Далай-Ламы о строительстве буддийской молельни в столице Российской Империи. 12 июня 1908 г. Министр Иностранных Дел А. П. Извольский направил отношение с грифом «секретно» Министру Внутренних Дел П. А. Столыпину. А. П. Извольский поддержал ходатайство Далай-Ламы, полагая, что положительный ответ «произведет глубокое впечатление, как на него самого, так и на многочисленных ламаистов в пределах России [30]. 18 июня 1908 г. П. А. Столыпин в ответе А. П. Извольскому сообщил, что разрешает постройку буддийской молельни, при условии соблюдения «Устава Строительного». Для строительства храма Агван Доржиев планировал купить 6 десятин земли (8,7 га) в Старой Деревне. Неподалеку от выбранного Агваном Доржиевым места в Старой Деревне располагалась Благовещенская церковь с прилегающим к ней приходским кладбищем, в связи с чем, со стороны православной общественности столицы идея возведения в непосредственной близости от православной церкви и кладбища буддийского храма встретила довольно серьезное сопротивление. Вплоть до 1913 г. буддистам было официально запрещено селиться в Старой и Новой Деревне. Место, выбранное А. Доржиевым, где предполагалось возвести храм, находилось довольно далеко от центра столицы и как нельзя лучше подходило для возведения буддийского храма в полном соответствии с религиозными канонами, согласно которым монастырскую обитель надлежало строить в уединенном месте, поблизости от водного источника. Агван Доржиев полагал, что храм станет центром буддизма в столице Российской Империи, представляя собой буддийский монастырь (дацан), наподобие дацанов, функционировавших в Забайкальском крае и в ряде районов Астраханской губернии, где проживали буряты и калмыки. 23 февраля 1909 г. было получено принципиальное одобрение Императора Николая II на строительство буддийского храма в столице Российской Империи. 16 марта 1909 г. А.Л. Доржиев за 18 000 рублей купил незастроенный участок земли в Старой Деревне площадью 648,51 кв. саж., а 3 ноября 1909 г. еще один участок, площадью 538 кв. саж. [31]. 10 апреля 1909 г. Доржиев подал в Строительный Комитет прошение о разрешении строительства на приобретенном участке жилого дома с буддийской молельней при нем согласно прилагаемым чертежам [32]. Для решения вопросов, связанных со строительством буддийского храма в столице, был создан специальный Комитет во главе с директором Музея Антропологии и Этнографии академиком В. В. Радловым, в который вошли: академик С. Ф. Ольденбург, профессора Санкт-Петербургского Университета В. Л. Котвич, Ф.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=