Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 179 «истинного»? Ведет ли Поступок (морального субъекта) к Симфонии (гармонии общего и частного)? «У морали два конца: одним она упирается в субъекта (индивида), другим – в мир», – подчеркивает Гусейнов [3, с. 22]. Центральное обстоятельство, которое в этой связи необходимо иметь в виду: возможность суда мира над индивидом зависит от моральной оценки индивидом мира, поскольку «в неправильной жизни не может быть жизни правильной» [1, с. 4]. Парадокс, с которым в контексте потребности в правильном мире сталкивается идея моральной автономии, состоит в том, что а) автономия морального субъекта предполагает несхождение онтологических тождеств, т.е. пространство Ничто (в условиях тождества бытия и мышления (бытия и блага) воле не осталось бы места), б) пространство Ничто, рассмотренное этически, есть источник коренного несовершенства мироздания. Таким образом, «возвышающий себя к закону, данному себе самому» моральный субъект обречен обнаружить коренное и неодолимое несовершенство мира, которое он, в свою очередь, обречен осудить. В момент, когда устремленность морального сознания к идеалу сопрягается с осознанием его недостижимости, «единственным исходом остается возможность определить весь этот мир становления как морок и измыслить в качестве истинного мира новый – потусторонний нашему. Но как только человек распознает, что этот новый мир создан им только из психологических потребностей [ философское распознание искусственного характера потустороннего мира производится кантовским учением о постулатах – А. С.], возникает последняя форма нигилизма, заключающая в себе неверие в метафизический мир [6, с. 34]. Смысл трагедии автономного морального сознания можно, отсюда, кратко реконструировать в виде последовательного ряда утверждений. Моральный субъект а) не может (в качестве морального ) принять мир, основанный на страдании, б) не может (в качестве автономного ) апеллировать к Смыслу, Богу, высшему разуму, в) существуя в мире, который невозможно ни вынести, ни отрицать, приходит к моральному нигилизму (поскольку, повторим, правильная жизнь невозможна посреди неправильной). Именно данная логика стоит за нигилистическими поступками – от «переоценки ценностей» Ницше до «возвращения Богу билета на вход в мировую гармонию» героем Достоевского и «уничтожения Девятой Симфонии» героя Томаса Манна. Нигилистические поступки отличает, как минимум, два признака: 1) это «чистые» поступки: их совершает обостренно рефлексирующий моральный субъект, тоскующий по Богу и Смыслу;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=