Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 176 Первый путь (обобщение) может быть назван эмпирическим. Он заключается в «переходе от частного к общему путем выявления у данного объекта определенных абстрактных свойств и отбрасывания остальных, так что два объекта принадлежат одному и тому же роду, если оба они обладают выделенными свойствами» [2, с. 7]. Обобщение предполагает «снятие» единичного и неснимаемый конфликт единичного и общего, придающий общему репрессивный характер. Результат обобщения – социализированная этика, стоящая, в точности по Гусейнову, на стороне общего (типичного), а не особенного (инакового). Это этика, равнодушная к поступку, ответственности, выбору, трагедийной стороне морали и жизни. Второй путь предполагает открытие истины интеллектуальным схватыванием сущности предмета и выражение открытой истины посредством универсального закона всемирного значения. Этот путь может быть назван онтологическим: он опосредует отношение «особенное – общее» великим идеалом. Опосредование идеалом (истиной) обеспечивает согласование общего и особенного, недостижимое на пути обобщения. Только ощущая сопричастность великому идеалу и – через него – обществу, индивид переживает «мир людей в качестве своего мира» [3, с. 2]. По мысли Умберто Эко, образцом онтологической общности выступает миф: мифологический герой воплощает в своей неснимаемой особости универсальную идею (космический закон) [7, с. 181]. Однако, сопряжение частного и общего в идеале характерно не только для религиозно- мифологической картины мира, но также для эпох исторического творчества. Эти времена – подчас крайне жестокие к индивиду, его частному интересу и даже жизни, – как правило, не порождают сомнений вида «почему общее важнее частного?». Как отмечает Теодор Адорно, в подобные исторические периоды (например, в эпоху буржуазных революций) «каждый ощущает себя... представителем вышедшего на историческую арену класса во всей конкретной реальности его идеалов, как это имело место в случае великих буржуазных мыслителей рубежа XVIII и XIX вв.» [1, с. 8]. Рассмотрим в контексте суждения Адорно этическую теорию одного из таких мыслителей – Иммануила Канта. Как сказывается в ней отмеченная «конкретная реальность идеалов» и сопутствующая самопонятность морального? От обоснования морали (Кант) к проблеме самой морали (Ницше) С одной стороны, Кант обосновал неразрывную связь морали и универсальности. Первая формулировка категорического императива (согласно мысли Канта – высшего принципа нравственности) требует возведения субъективной максимы во всеобщий закон; возможность универсализации максимы выступает критерием ее моральности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=