Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 175 of practical reasoning, to the collapse of the ideal perspective in the thought of Nietzsche and Dostoevsky, is being reconstructed. It is shown that the process of absurdization is insurmountable within the perspective of autonomous moral agent. It follows that (a) relying on the act of moral agent, it is impossible to solve the task of the reconciliation of general and particular (the subjective focus of the moral subject, acting under absurdity, is necessarily in conflict with the objective, socially significant, meaning of his act); (b) the task of harmonizing relations between the individual and the society requires new historical goal setting. Keywords: morality, ethics, universality, autonomy, act, nihilism, history, meaning. DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-3-174-181 Введение Главный мотив доклада Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова «Нравственная философия и этика», опубликованного во втором номере «Гуманитарных ведомостей ТГПУ имени Л.Н. Толстого» за 2019 г., морально- философская критика этики Гусейнов, в частности, утверждает: а) задача классической этики – поиск общезначимых норм поведения индивидов, ответ на вопрос «Что должен делать человек, чтобы соответствовать своему назначению, общему благу и т.п.?» – внутренне противоречива, б) решая ее, стремясь найти общезначимую истину в вопросах морали, этика оказывается на стороне общего, а не особенного, общества, а не «живых, действующих индивидов» [3, c. 36-37]. С суждениями Гусейнова сложно не согласиться. Но возникает вопрос: почему слово, призывающее к моральной критике этики, звучит сегодня? На протяжении долгого времени классическая этика не замечала в своей задаче проблемы. На данное обстоятельство указывает, в частности, суждение Фридриха Ницше: «Науке морали недоставало проблемы самой морали: недоставало подозрения, что здесь есть нечто проблематичное» [6, с. 34]. Напротив, сегодня критика общего за его репрессивность к особенному определяет облик культуры в целом (см. ряд критик: тождества в логике, универсальности в этике, тональности в музыке; новый методологический аппарат философии и музыки (негативная диалектика, додекафония), новые социально-политические практики (внимание к инакости, нетождественности)). Иными словами, проблему согласования общего и особенного необходимо рассмотреть в свете историко-философского момента. Только объяснив, каковы истоки становления «проблемы морали», можно понять, в какой мере моральная философия (философия поступка) может помочь в ее разрешении. Понятие общности: от эмпирического к онтологическому Прежде всего, необходимо прояснить: что подразумевается выражением «этика стоит на стороне общего»? О каком понятии «общности» идет здесь речь? Известны два кардинальных пути достижения общности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=