Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 171 отношении к немногим: «в семейной жизни у членов семьи, любящих друг друга… открываются глаза на эту сторону мира, чтобы иметь значительное эстетическое восприятие индивидуального прекрасного своеобразия личности» [2, с. 265]. Совершенная красота в реальном мире, как замечает мыслитель, достигается путем соборного творчества. Органическая целостность, представленная в произведениях соборного творчества (художественные, музыкальные, поэтические, религиозные, нравственные «или совместные воздействия на грешное царство бытия» [2, с. 85]), выступает «существенным моментом красоты». Следовательно, «красота бесконечно превосходит все, что нам случается наблюдать в земной жизни» [2, с. 85]. Именно в процессе соборного творчества личность способна приблизиться к полноте бытия. В особенности, Лосский подчеркивает значение красоты религиозной для русского народа: «Любовь к красоте в природе и в человеческой жизни, особенно в области религиозного культа, естественно, ведет к тому, что русский человек дорожит конкретным целым культа, а не теми только сторонами его, которые выразимы в отвлеченных понятиях и догматах» [3, с. 335]. Вторая ступень представлена в чувственном воплощении жизни потенциальных личностей (животные, растения и т.д.). Более низкая ступень – воплощение красоты в продуктах, произведенных всеми субстанциальными деятелями в процессе их жизнедеятельности. Низшая ступень – воплощение красоты в вещах, основой которых является отвлеченная идея: «… красива воплощенная в них разумность, целесообразность, сила машины, ловкость и легкость действий ее и т.п.» [2, с. 164]. Вместе с тем, существует реальный критерий красоты, который потенциально присущ на уровне интуитивного ощущения. Лосский утверждает, что каждая личность «связана с Царством Божиим и с идеально совершенно будущим, своим собственным и всех других существ» [2, с. 110], в чем и заключается подлинная и безошибочная мера красоты. Абсолютная ценность красоты – объективна для восприятия каждого, поскольку заключается в самом бытии. Тем самым мыслитель указывает на то, что идеал красоты является своеобразным критерием оценки личностью своих деяний и процессов в результате их сопоставления с образцом. Отметим, что с одной стороны, человек как творенье Бога реализует в своих деяниях божественную природу и волю. С другой стороны, человек обладает свободной волей и способен направить ее на избрание любой ценности. Однако Лосский утверждает: «абсолютная самоценность Бога и царства Божия есть основное необходимое условие и всех относительных ценностей и даже самой бытийственности вообще» [4, с. 88]. Мыслитель убежден, что все личности рано или поздно ступят на путь Божественной полноты бытия, самой Истины, Красоты и Добра. «Без сомнения, каждый из нас в меру своей любви к добру или нужды в его откровении более или менее приобщается к видению отблесков этого Царства, например, в том возвышенном восприятии красот природы или красоты

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=