Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 170 сторону бытия, имеющую абсолютную ценность» [2, с. 73]. Сюда относятся: святость, добро, свобода, художественное творчество, олицетворение прекрасного, возвышенные чувства. Также Лосский отмечает, что область духа заключает идеи, служащие условием осуществления подобных деятельностей, а к области душевного – «вся та непространственная сторона бытия, которая связана с себялюбием и имеет лишь относительную ценность» [2, с. 73]. Все духовное, являясь воплощенным, имеет ценность красоты. Идеал красоты, таким образом, есть духовность, воплощенная в пространственных и временных формах, характерных как для материального мира (материальная телесность), так и нематериального (преображенная телесность). Поэтому красота как абсолютная ценность является завершением остальных абсолютных ценностей (истина, нравственное добро, жизнь и т.д.) достигающих реального выражения вовне. Лосский дает еще одно определение идеалу красоты – это «красота личности, как существа, реализовавшего сполна свою индивидуальность в чувственном воплощении и достигшего абсолютной полноты жизни в Царстве Божием» [2, с. 105]. Однако, в психо-материальном царстве, состоящем из субстанцильных деятелей (действительных и потенциальных), стремящихся к полноте жизни, но предпочитающих себя другим личностям, красота может быть далека от того идеала, который осуществляется в Царстве Божием. В реальной жизни человек сталкивается не с абсолютными, а с относительными ценностями, к которым в данном случае относится и красота. В сравнении с идеалом красоты все ее проявления, хотя и принадлежат к разряду ценностей, относятся к красоте несовершенной. Мыслитель вводит понятие «ущербленная красота» или несовершенная, присущая материальному миру, в котором наравне с красотой существует так же безобразие. Вследствие эгоистических устремлений личности не сполна осуществляют свою индивидуальность. Их деятельность представляет собой скорее душевность, имеющую относительную ценность (поскольку заключает в себе несовершенство), чем духовность, имеющую ценность красоты. Все чувственно воспринимаемые личностью проявления в природе, искусстве и человеке относятся к ущербленной красоте. В связи с этим Лосский раскрывает «пропасть» между идеальным миром Царства Божиего и реальным, психо-материальным миром. Для этого он разрабатывает иерархию ступеней красоты. Высшая ступень представлена личностью, осуществляющей сполна «свою индивидуальность в творении абсолютных ценностей, поскольку она и ее творения чувственно воплощены» [2, с. 78]. Для реального мира высшая красота заключается в индивидуальном личном бытии, чувственно воплощенном каждой действительной личностью. Красота существует там, где реализовано чувственное воплощение положительных сторон душевной жизни. Лишь любовь, по мнению Лосского, открывает «глаза на подлинную индивидуальность личности» [2, с. 159]. Однако, замечает, что созерцание высшей красоты доступно лишь Божественному всеведению, тогда как личности воспринимают ее лишь в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=