Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 169 переплетены этика, эстетика, онтология и гносеология, образующие основное содержание метафизики. Метафизика же представляется им как учение «о мировом бытии как целом» [2, с. 15]. Лосский стремится показать, что «всякая философская проблема решается не иначе, как в связи с мировым целым» [2, с. 15], т.е. исходя из Божественной полноты бытия, раскрываемой, так же и в абсолютной красоте. Красота понимается Лосским достаточно широко: «… и трагическое, и комическое, и возвышенное и т.п. можно обозначить этим термином: например, и в комическом есть своеобразный аспект красоты» [2, с. 184]. Он выделяет несколько видов красоты:  красота, совершенная (идеал красоты) – осуществляется в Царстве Божием;  прекрасное – красота в более узком значении, осуществляемая в психо-материальном мире (материнская любовь, диалоги Сократа с учениками, христианские мученики, поэзия, архитектура, театр, кинематограф и т.д);  красота, содержащая гармонию и положительность, но лишенная духовной значимости (миловидность, грациозность и т.д.);  возвышенное – чувственно воплощенная мощь (природные стихии, воля, чувства и т.д.). Лосский отмечает, что и трагическое может быть возвышенным, поскольку столкновение между идеальным и реальным миром, может привести к телесной и духовной гибели (судьба великих поэтов, правителей и т.д.). Подобное столкновение может иметь комический характер: зло обнаруживает свое ничтожество, вызывая не сострадание, а смех, которому «соответствует чувственно воплощенная преодолимость несовершенного бытия, что и составляет аспект красоты, заключающийся в сложном составе комического и сосуществующий в нем с безобразием» [2, с. 195]. В своей аксиологической системе Лосский возводит красоту, которая имеет положительное значение равное для всех личностей, способных ее воспринимать и воплощается в жизнь чувствами, в ранг абсолютных ценностей. Она относится к той сфере, которую возможно постичь лишь интуитивно. Лосский говорит о трех видах интуиции (мистической, интеллектуальной и чувственной), способствующих созерцатьподлинное бытие. Мыслитель относит красоту к духовному бытию, неразрывно связанному с «телесной жизнью», считая, что «каждая ситуация, проживаемая человеком, даже в бедности и безобразии, скрывает положительный смысл в своей глубине и, следовательно, содержит в себе аспект красоты» [7]. Следовательно, данная ценность является непосредственным аспектом жизни человека. Лосский размышляет об идеале красоты, который осуществляется в Божественной полноте бытия (Царство Божие). Совершенная красота выступает здесь как само бытие, заключающее в себе совокупность всех абсолютных ценностей. Важно отметить, что мыслитель не отождествляет красоту с другими ценностями, а наоборот, наделяет ее свойством их чувственного выражения. Идеал красоты он соотносит с чувственно воплощенной духовностью, которую понимает как «непространственную

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=