Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 168 Проблема ценностей является характерной чертой в истории русской философии конца XIX – начала XX вв. и отражает самосознание и самобытность национального менталитета. Особенность развития аксиологической мысли в данный период заключается в оригинальности синтеза ряда идей и создании своеобразных концепций. Осмысление аксиологической традиции русской философской мысли является весьма актуальной, так как способствует осознанию исторической роли русской духовной культуры в реалиях современного общества. Концепт ценности, по мнению Н. О. Лосского, построившего «систему философии в самом точном смысле слова» [1, с. 205] – определяет значение личности и мира в целом. В его учении аксиология представлена как оригинальная система, вершину которой занимает абсолютная ценность – «безусловно оправданная (самоценность), имеющая характер добра в любом отношении и любого субъекта; не только сама по себе она всегда есть добро, но и следствия, необходимо вытекающие из нее, никогда не содержат в себе зла» [4, с. 82]. Абсолютной самоценностью Лосский называет Божественную полноту бытия. Также в своей системе он выделяет:  всеобъемлющая абсолютная первичная ценность – Бог, как «… Добро … сама Истина, сама Красота, Нравственное Добро, Жизнь» [4, с. 89];  всеобъемлющая абсолютная тварная ценность – личность, обладающая свободной волей и возможностью приобщения к «Божественной полноте бытия вследствие избранного ею пути добра» [4, с. 89];  частичные абсолютные ценности – красота, истина, любовь, свобода – не существующие без целого и являющиеся аспектами полноты бытия Бога как «бытие для себя и для всех» [4, с. 93];  относительные ценности – «в каком-либо отношении суть добро, а в другом зло, по крайней мере, потому что необходимо связаны со злом» [4, с. 93], поэтому мыслитель выделяет ценности объективные (положительные ценности с точки зрения всех) и субъективные (с точки зрения отдельной личности). А так же, служебные ценности как средства достижения положительных ценностей;  отрицательные ценности – зло в разнообразных формах проявления (физическое, нравственное, социальное и т.д.), как препятствие на пути к достижению абсолютной полноты бытия. Следовательно, ценность у Н. О. Лосского концентрирует в себе смысл бытия: «ценность есть органическое единство, включающее в себя, как элементы, бытие и значение, но, опираясь на эти элементы, она представляет собою новый аспект мира, отличный от своих элементов» [4, с. 79]. Основой аксиологии Н. О. Лосского является всеобъемлющая Божественная полнота бытия (абсолютная ценность). Одним из необходимых аспектов в достижении полноты бытия является красота – как абсолютная самоценность, одна из сторон целого. Необходимо отметить, что мыслитель не ограничивается лишь эстетическим аспектом в рассмотрении данной категории. Все его учение представляет собой органическую систему, в которой тесно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=