Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 158 (которые рассматриваются как жизненные, настоящие в противоположность устаревшим, нежизнеспособным). В информационную эпоху современным становится любое явление, которое попадает в пространство масс медиа, воспринимается как происходящее здесь и сейчас. Это относится также и к опыту прошлого: экранные, звуковые, текстовые записи, производят эффект близости, взаимопроникновения времен, «бесконечно растяжимого» настоящего. Тем не менее, в рамках социальной теории и философии современность определяется как принципиально новая реальность, отличающаяся когнитивной и онтологической сложностью [1]. Быть современным в этом контексте означает не абстрагироваться от «сложностного» характера действительности, различать множество взглядов, ракурсов видения, жить в условиях плюрализма возможностей и интерпретаций [1; 2]. Ситуация культурного плюрализма, при которой в одном социальном пространстве сосуществуют, взаимодействуют, сталкиваются различные системы ценностей, стилей жизни, представлений – одно из проявлений подобной сложности. При этом современный взгляд предполагает «искусство дифференциации» (М. Уолцер), – понимание границ, маркирующих различия между культурами, без желания свести существующее множество к общему знаменателю единых объяснительных схем. Социальная антропология изначально связана с изучением другого , а именно простых бесписьменных обществ, удаленных от магистральной линии развития технологических цивилизаций. В этом смысле «искусство дифференциации» – неотъемлемый компонент данной дисциплины, предполагающей каждодневную работу за пределами знакомого социального пространства. Однако предпосылки и цели антропологии как дифференцирующей деятельности существенно меняются на протяжении XIX- XX вв., когда происходит пересмотр представлений о простых обществах, а также изменение самосознания антрополога/этнолога как представителя Западной цивилизации. Простые общества как несовременные общества. «Примитивные» общества изначально позиционируются как принципиально несовременные, оставшиеся в прошлом для любой цивилизации, характеризующейся наличием государственности, городского образа жизни, письменной культуры и дифференцированной экономической системы. Сохранившиеся в виде анклавов племенного образа жизни, такие общества всегда привлекали сознание просвещенных европейцев экзотикой, подразумевающей приключения и неожиданные открытия, возможность воочию увидеть социальное на ранних этапах исторического развития. В теоретических построениях второй половины XIX века (Л. Морган, Э. Тайлор) сведения о примитивных культурах используются с целью осмыслить дистанцию, отделяющую современные цивилизации от первобытных племен, определить «место» простых обществ в истории человечества, что служило не только познавательным, но и политическим целям.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=