Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 153 видах человеческого творчества. В этом смысле общепринятое выражение: «если человек талантлив, то он талантлив во всём» нуждается в некоторой корректировке. Даже если человек реализует его только в одном виде деятельности, всё равно творческий потенциал обладает универсальностью, так как он выражает творческую сущность человека, или может свидетельствовать о преграде внешнего или внутреннего происхождения [8]. Однако, творческий потенциал человека в его ценностном измерении – это не только духовное и социально-деятельностное образование, но и структурное единство, имеющее разные уровни, стороны и сферы своего проявления. Но главное, творческий потенциал человека действует как целостный механизм, объединяя для получения результата энергетические, информационные, физические и духовные ресурсы. Результатом процесса творчества является рождение новых форм бытия, т.е. новой субъективной и объективной реальности, для чего и необходимо привлечение всех потенциальных сил субъекта творчества. Таким образом, творчество – это сущностная форма проявления человеческой жизнедеятельной активности, которая проявляется в процессе его взаимоотношений в социуме, в общении, в познании, не только для того, чтобы поддержать своё собственное существование, но главным образом, чтобы создать новые ценности (материальные и духовные). В этом процессе принимают участие все основные потенциалы (телесно-биологический, психологический, интеллектуальный, побудительно-мотивационный). Благодаря всем задействованным потенциалам человек накапливает знания, умения, навыки, которые необходимы ему в определённой деятельности и в достижении необходимых результатов. Последовательность деятельности человека можно выразить цепочкой следующих категорий: «могу» – «знаю» – «умею» – «хочу» – «выбираю» – «действую», где «могу» – это биопотенциал (выражается телесными, биофизиологическими и психофизическими компонентами) и представляет собой природные проявления, которые предполагает необходимость потенциальных условий для формирования определённых качеств личности и развёртывания творческого потенциала в процессе жизнедеятельности человека. При формировании биопотенциала особое значение приобретают: строение мозга человека, его органов чувств и опорно-двигательного аппарата, то есть речь идёт о быстроте возбуждения нервных процессов, чувствительных реакций, быстроте процессов торможения, их подвижности и др. Биофизиологические ресурсы человека обеспечивают человека жизненной энергией. Эти ресурсы – врождённые (наследственные) «задатки» человека, которые формируют его анатомо-физиологические особенности [10], на основе которых в последующем при определённых условиях могут развиться его способности, потребности и интересы в определённых сферах деятельности. Внутренние потенциальные возможности человека не могут проявить себя иначе, чем через деятельность, общение, язык (устный и письменный). Можно предположить, что «обычная» (репродуктивная) и творческая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=