Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 151 Проблемы диалектики потенциального и актуального, возможности и действительности были сформулированы Гегелем в его учении о бытии и сущности в «Науке логики» [5]. В частности, он определил различия формальной (абстрактной) и реальной возможности. Абстрактная возможность, не имея внутренних противоречий, не может стать действительностью. Реальная возможность – это «непосредственное существование», а значит действительность – это осуществлённая реальная возможность. Но чтобы произошёл переход возможности в действительность необходимы объективные субъективные предпосылки, соотношение внешнего и внутреннего. Таким образом, в европейской классической философии от Аристотеля до Гегеля проблемы возможности и действительности, потенциального и актуального рассматривались как содержательные философские категории. Потенциал как возможность – это то, что является только смыслом бытия, т.к. имеет в себе основания для перехода в действительность, для актуализации этого содержания, если этому способствуют внутренние и внешние условия, которые включают в себя и энергию (способности и деятельность человека), необходимую для её осуществления. Таким образом, потенциал можно рассматривать как единство внутренней сущности и условий существования. Эти выводы можно применить к анализу творческого потенциала человека, который достаточно широко используется: интеллектуально-познавательный, трудовой, мировоззренческий, научный, философский потенциалы. Духовный потенциал включает в себя весь внутренний мир человека и выступает как результат духовного опыта, накопленного им в процессе жизнедеятельности. Интеллектуально-познава- тельный потенциал представляет собой степень развёртывания потенциальных возможностей человека, которые являются биогенетическими и социальными качествами человека. Трудовой потенциал характеризует человека как профессионала и работника. Творческий потенциал сначала интересовал психологов, которые включали в его характеристики все основные психологические особенности и качества (мышление, память, волю, эмоции и др.) В философском аспекте главные направления исследования творческого потенциала человека принадлежат М. С. Кагану, Л. Н. Когану, В. Ф. Овчинникову, В. Н. Сагатовскому. Так, М. С. Каган, выделяя пять основных потенциалов личности (гносеологический, аксиологический, коммуникативный, художественный и творческий), рассматривал творческий потенциал как отражение в сущностных силах человека преобразующей деятельности [7]. В. Ф. Овчинников считал, что творчество – не вид деятельности, а определённое её качественное состояние [9]. По мнению авторов статьи, творческий потенциал человека – это способность себе самому ставить и решать новые задачи. Творческий потенциал – это проявление сущностных сил человека и возможность его реализации в деятельности, в общении, в познании.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=