Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 15    Рис. 4. Троицкая площадь во время национального мусульманского праздника Курбан-байрам. 2016 г. https://www.dp.ru/a/2016/09/12/Dvizhenie_na_Petrogradskoj Санкт-Петербургская мечеть была и остается духовным и религиозным центром мусульманских общин – прежде всего татарских диаспор. Как отмечалось выше, строительство и открытие мечети совпало по времени с открытием дацана. Соборная мечеть и Буддийский дацан (рис. 5) – важные центры культурной жизни Петербурга. Несмотря на принадлежность к разным конфессиям можно отметить как схожесть, так и отличия их историй. До конца XIX в. в Санкт-Петербурге не строилось специальных отдельных зданий храмов нехристианских вероисповеданий. Исламские молельни, еврейские синагоги (в том числе синагоги при школах), в основном, устраивались в квартирах жилых домов и их адреса менялись [19, с. 162]. И, если необходимость в постройке мечети была вызвана возросшим количеством мусульман, то про буддистов мы не можем этого констатировать. Существуют две версии о том, когда первые буддисты появились в Санкт-Петербурге. Одна, что среди строителей Петропавловской крепости при переделке ее из земляной в каменную были волжские калмыки – буддисты по вероисповеданию. Другая, что это были калмыки из иррегулярной конницы, действовавшей в Лифляндии и зимовавшие в районе строительства [20, с. 13]. О том, сколько было калмыков и как долго они жили в Петербурге, сведений не сохранилось. Буддийская община в С.-Петербурге стала складываться лишь в самом конце XIX столетия.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=