Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 137 здесь вторична по отношению к нематериальным принципам, определяющим ее существование. Соответственно и задача человека по отношению к так понимаемой природе заключается в том, чтобы либо синхронизировать свое бытие с сакральными принципами, задающими ритм космоса, либо преодолеть зависимость от материальных феноменов и обрести как можно более тесную связь с их нематериальным истоком (в том числе для того, чтобы стать его проводником, «наместником Бога» на земле). В природно-естественной парадигме отношение «человек–природа» является определяющим и выступает основанием для выстраивания всех остальных диспозиций. Человек есть, прежде всего, порождение природы, ступенька в эволюции живых форм, он принципиально отличается от всех предшествующих ему форм живого, но и наследует им, более того, включает в себя те или иные аспекты как вегетативного (растительного), так и животного существования. Природа вручает человеку возможности быть тем, что он есть, или же, отрицая его своим безразличием, обрекает его на самостоятельный и отчаянный поиск подлинной экзистенции. Согласно же антропному принципу, предложенному, в частности, Б. Картером, появление вида homo sapiens не случайно и не является просто результатом естественного отбора: сама возможность существования человека во Вселенной может быть предопределена ее фундаментальными параметрами. Социоцентристская парадигма переворачивает это отношение. Здесь уже не столько человек есть порождение природы, сколько, в некотором смысле, наоборот. Во-первых, само наше знание о природе предопределяется социальными факторами и будет зависеть не только от некоего «объективного» уровня развития наук (подход К. Поппера), но и от конкретной научной рациональности (Т. Кун), разделяемой в данном обществе. Во-вторых, развитие технологий позволяет все в большей степени вмешиваться как в природные процессы, так и – например, на генном уровне – в природу самого человека. Намечается и новое, сочувствующее, отношение к природе, которое человек пытается освободить от утилитарно-прикладного редукционизма [11]. В этом сочувствии природе как живому существу можно разглядеть отголоски опыта, доступного человеку мифологического сознания, хотя, разумеется, и в «демифологизированном» виде. Человек–другие, человек–люди Одним из важнейших факторов, определяющих самоидентификацию человека, является его сопоставление с другими, каковыми в силу того, что человек – существо социальное, прежде всего, выступают другие люди. В мифо-метафизической парадигме в диспозиции «человек–люди» проявляется «горизонтальное связывание» (religare) единомышленников, объединенных их общим «вертикальным связыванием» с божественным [12, с. 5-15, 29-32]. Значимое отсутствие общности в этом «вертикальном связывании» служит основанием для разделения других на «своих других» и «иных других». К другим здесь также относятся различные сверхъестественные сущности,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=