Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 136 Надежда на будущее расширение, а в идеале – устранение, границ, накладываемых на человека природой, воодушевляет, в частности, представителей трансгуманизма, который, правда, скорее, следует отнести к третьей парадигме, поскольку он мыслит природное, как то, что может быть преобразовано совместными усилиями развивающегося научного знания и технического вмешательства – то есть социогенными факторами. Социоцентристская антропологическая парадигма в качестве сверхиндивидуального предела, ограничивающего человеческое бытие, как уже было сказано, рассматривает социальное. В данном случае бесконечность как человеческого бытия, так и социального пространства, где оно разворачивается, потенциальна. Конструктивистские модели, которые, как представляется, выражают сущность социоцентристской парадигмы, предполагают высокую пластичность как общественной реальности, так и человеческой природы. Потенциально общество может быть очень разным (например, патриархальным, матриархальным или биархальным), однако, заметим, что любое фактическое общество существует в конкретных, определенных (то есть конечных) институциональных формах, и даже если оно меняется радикальным образом – это всегда смена одной конечной определенности на другую. Человек же в обществе также может выбирать между различными проектами социальной реализации, но только в пределах, зависящих от типа общества, его открытости (по К. Попперу), степени социальной мобильности и т.д., и при этом каждый сделанный выбор отсекает какие-то из других, ранее потенциально доступных ему возможностей. Ключевые отношения антропологической проблематизации Задаваясь вопросом о том, что же именно подразумевается под «ecce homo», мы можем выделить несколько ключевых точек или, точнее, диспозиций, исходя из которых человек определяет самого себя. Конкретное содержание этих диспозиций и порядок их приоритетности будут в различных парадигмах задаваться по-разному, но в той или иной форме они выступают в качестве стержневых линий для любой антропологической проблематизации. В качестве основных диспозиций следовало бы выделить в первую очередь отношения «человек–природа», «человек–другие» (или: «человек–люди»), «человек–время» (или: «человек–история»), «человек–дух» («человек– идеальное», в ряде случаев: «человек–абсолют»), «человек–тело» и, наконец, «человек–смерть». Человек–природа Отношение «человек–природа» характеризует место человека в окружающем мире. Как уже отмечалось выше, для мифо-метафизической парадигмы природа представляется либо священным, живым, одухотворенным космосом, либо физическим («фюзисным») порождением высшего метафизического начала (как минимум, результатом его воздействия на пассивную материю). Чувственно воспринимаемая материальность природы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=