Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 134 преодолевать себя и не опускаться до потакания собственным слабостям. Но после того как «Бог умер», кто сможет направить человека на стезю самопреодоления? Только сам человек, но для этого он должен преобразиться, преодолев в себе «человеческое, слишком человеческое», стать тем, кого Ницше называет «сверхчеловеком», у которого воля к власти, прежде чем обратиться на других людей и мир вокруг, направлена на самого себя. Вместе с тем «смерть бога» может привести и к пассивному нигилизму, когда новые ценности окажутся ценностями «последнего человека», ценностями самопотакания. Как и в случае с мифо-метафизической парадигмой, вторая антропологическая парадигма неоднородна. Специфическое место в ней занимает, в частности, и антропология экзистенциализма. (Стоит, пожалуй, здесь вынести за скобки его религиозное направление, которое, как и идея «становящегося Бога» М. Шелера представляет собой попытку подобрать новый язык для выражения некоторых стержневых элементов предыдущей парадигмы, язык, который мог бы сделать их по-новому актуальными.) Что позволяет нам включить экзистенциалистскую антропологию в данную парадигму? Это опять-таки природа как сверхиндивидуальный предел, которая, правда, рассматривается экзистенциализмом, скорее, негативно, как отрицающая человека, но тем самым отказывающая ему в какой-либо внешней опоре, в результате чего человек обречен мужественно признать «неукрытость» своего бытия (О. Ф. Больнов). Это и есть первый шаг к тому, чтобы искать опору в том, что останется у него, даже если все будет утеряно, – в собственной экзистенции. Третья парадигма предполагает в качестве сверхиндивидуального предела человека социальное. Куда же делась природа? Подобно «смерти Бога», а вместе с ней уходу мира сверчувственного [9], «преодолению метафизики», в третьей парадигме осуществляется преодоление «природного». Как это возможно, если человек происходит из природы и пребывает в ней? Общество, однажды выделившееся из природного мира, с течением времени обретает все большую независимость, автономность, а также развивает способности вмешиваться в существование природы и даже в природу самого человека сообразно тем смыслам, или дискурсивным напряжениям, которые доминируют в данный исторический момент. К социоцентристской парадигме относится и постнеклассическая научная рациональность, как ее определяет В. С. Степин, в которой культурно- ценностная составляющая признается как неустранимая из деятельности познающего субъекта. Субъект познания больше не наблюдатель, а участник протекающих событий. Человек – фактор, чье воздействие на реальность нельзя вынести за скобки. Культурно-ценностные орентиры индивидов предопределяют их преобразующую и познавательную человеческую деятельность. Само познание больше не представляется ценностно- нейтральным.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=