Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 133 первой от в торой заключается в способности живого к «выражению» себя (М. Шелер) или к позициональности (Х. Плеснер). Неживое тело переходит в среду, тогда как живое несет в себе свои границы и выражает себя во вне. Растение обладает открытой формой и вчленено в среду, его позициональность жестко ограничена, животное же обладает замкнутой формой, что позволяет ему достичь открытости своего позиционального поля. Центр позициональности животного дистанцирован от тела и соотнесен с ним и со средой. Животное может произвольно менять свое место в окружающем мире, но всегда пребывает в «здесь-и-сейчас». Человек же существует, прежде всего, не в окружающем мире, а в мире как умозрительной конструкции, поэтому, находясь в любой конкретной ситуации, он одновременно пребывает «вне места» и «вне времени». Его центр позициональности дистанцирован от самого себя, что позволяет ему взять самого себя в качестве объекта вопрошания. Человек не венец творения, жизненная сила убывает от растения к животному и далее – от животного к человеку. Но там, где убывает жизнь, считает М. Шелер, прибывает дух. Данная парадигма восторжествовала после «смерти бога», диагностированной Ф. Ницше, и утверждения материализма, позитивизма и прагматизма, а также агностицизма или нигилизма применительно к «надмировым» истинам и ценностям в силу их метафизического характера, который выводит их за границы новой парадигмы познания. Существование метафизической реальности (в том числе – божественного) в природно- естественной парадигме либо отрицается, либо признается недоказуемым и неопровергаемым одновременно (антиномии чистого разума как априорно- синтетические суждения у И. Канта), либо допускается, но вместе с утверждением отсутствия ценности такого знания для практической жизни людей (как, например, в определенных формах деизма). Утверждение Ницше «Бог умер» – это не возглас еретика или атеиста, а констатация определенной ситуации, прежде всего, культурно-исторического характера. Общество, которое в течение веков существовало с постоянной оглядкой на бога, стало ограничивать свой горизонт в первую очередь материально-природными феноменами, а интересы и их легитимация свелись к исключительно земной логике. Это не значит, что верующих не осталось, но как много из них, выйдя из храма, не начинают вести себя так, как если бы бога не было? Ситуация признания «смерти бога» требует выстраивания и новой антропологии – антропологии нигилизма, тесно связанной у Ницше с фигурой сверхчеловека и признанием необходимости постоянной переоценки ценностей сообразно воле, которая есть движущая сила всего живого, – волей к власти. Старые ценности утрачивают свою побудительную силу, поскольку над человеком больше нет той инстанции, от имени которой они установлены и которая может спросить с любого по всем счетам. Новые ценности непременно будут созданы, на этот раз от лица самого человека, но каковы они будут? Человек мог позволить себе быть слабым в присутствии строгого Отца, чье внешнее присутствие, воображаемое или реальное, побуждало человека

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=