Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 127 DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-126-148 Человек всегда был главной проблемой для человека. О чем бы он ни рассуждал, к каким бы далям не устремлял свой ищущий взгляд, всякий раз он выходил на вопрос о месте предмета вопрошания в его собственном бытии или на то, как его бытие предопределяет постижение исследуемой им реальности. Формуле «quid hoc ad aeternitatem» («что сие для вечности?») подспудно сопутствовала формула «quid aeternitas ad hominem» («что вечность для человека?»). Изучение даже самых далеких тайн Вселенной волнует нас только постольку, поскольку мы сами живем в этой Вселенной. Вымышленные, никогда не существовавшие миры, порождаемые нашей фантазией, интересны в той мере, в какой они отсылают нас к нашему, человеческому, миру. Страна лилипутов Дж. Свифта существует не в параллельном мире – она отражение той ткани противоречий, страстей и пороков, что хорошо знакома как автору, так и его читателю. В сказочных волшебных королевствах, путешествуя за звездами, человек ищет себя и… свой настоящий дом, тоска по которому снова и снова обостряет его внимание к разрыву между сущим и должным. «Человек – единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть» [1, с. 126], – пишет А. Камю. Но что он есть? «Животное о двух ногах, лишенное перьев» [2, с. 226], каким, согласно Диогену Лаэртскому, однажды описал его Платон? Паскалевский «мыслящий тростник»? Рождены ли мы из слез солнечного бога Ра в час радости, когда тот воссоединился со своими возлюбленными детьми Шу и Тефнут, как повествует о том древнеегипетский миф? Или сотворены на гончарным круге могучим Хнумом подобно тому, как любой гончар-демиург создает из материи-глины сосуды, способные вмещать в себе столь разные субстанции, но в которые наперед прочего положена их цель? Или же никакой внеположной нашему собственному разумению цели нет, и мы просто продукт эволюции живых форм, вышедшие из природы, безучастной к нашему уделу? Величественно ли наше положение в космосе или же стоит повнимательнее вслушаться в слова, дошедшие до нас из дальневосточной традиции, в которых говорится о том, что когда из докосмического гиганта Паньгу возник мир, люди возникли не из его плоти, что дала рождение горам, не из крови его, ставшей реками, не из волос, превратившихся в деревья и травы, а из паразитов на его теле? Однако отличны не только трактовки «человека» и «человеческого», коими пестрит история нашей мысли, но в первую очередь различается также и то Другое, превосходящее любого из нас, отталкиваясь от которого человек и обращает свой взгляд на самого себя. На стыке άνθρωπος и λόγος В основании любого нашего осмысленного действия, любого нашего слова и любой нашей мысли всегда лежит некий логос, некое имеющееся у нас знание о самих себе и о мире, в котором мы пребываем. Вопрос об истинности данного знания является отдельной проблемой, требующей специального обращения. Можно предположить, что исторически это знание оттачивается,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=