Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 122 разъединении с созданными им творениями, лишь равнодушно наблюдает за течением их жизни, поскольку жизнь и дела людские идут неизбежным порядком, заранее установленным Им. Поэтому, по мнению этого автора, чтобы ни совершил человек на земле, «Аллах всегда будет оставаться только правосудным владыкою, но нелюбвеобильным отцем, всегда будет находиться в отношении к нему во внутреннем удалении и разъединении» [2, с. 85]. Отсюда автор делает вывод, что мусульманину ничего не остается как остановиться только на обрядовой стороне религии, или ради духовного соединения с богом отказаться от собственной личности и свободы. Поэтому «между поклонниками Мухаммеда…преобладают так называемые внешние добродетели над внутренними, обрядовая сторона религии пред нравственною стороною» [2, с. 85]. Идею преобладания внешней духовности в исламе над внутренний подчеркивал Н. Орлов, отмечавший, что «для угождения Аллаху, Магомет от своих последователей требовал лишь немного внешних дел: омовений, молитв и очищения и за одно исполнение этого обещал им всем (правоверным) будущее чувственное блаженство после смерти в сообществе особенных женщин, которых он называл гуриями» [4, с. 11]. Исполнение этих обрядов, по ему мнению, осуществляются лишь из желания будущего блаженства или из-за страха, но не в результате любви к Богу. Ислам, с этой точки зрения, не удовлетворяет духовных потребностей человека, не допускает никаких рассуждений о вере, удовлетворяя лишь чувственные потребности, которые, в свою очередь, наряду с многоженством лишь развращают душу и сердце, делая их неспособными к восприятию духовных благ. Е. Н. Воронец именовал ислам «мухаммеданской ересью», основываясь на российском законодательстве, согласно которому отпадение от христианства является преступлением особой религиозной и государственной важности [10]. Любое отпадение от веры христианской, с точки зрения автора представляет собой ересь, т.к. «по учению церкви Православно-христианской «еретичествовать – значит иметь противное православной Вере мнение», «произвольно извращать христианскую истину», итак как мохамеданское вероучение, составленное уже в седьмом столетии после Рождества Христова из искажения и смеси Христианства с иудейством, аравийским сабеизмом и личными измышлениями его составителей, – признавая некоторые христианские догматы (как например то, что Господь Иисус Христос есть Мессия, Слово Божие, воплотившийся от Девы Марии), другие отвергает и извращает противное вере православно-христианской, то и мохаммеданство, по всем вышеизложенным основаниям должно называться и признаваться со стороны Церковно-христианской и Русско-уголовной не иначе как Ересью, а отступники от Православного Христианства в Ересь мохаммеданскую – «раскольниками и еретиками»» [10]. В укор исламу со стороны автора ставится и тот факт, что на территории Российского государства приверженцы данной религии держатся в отчуждении от всего русского.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=