Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 120 12]. Таким образом, по мнению этого автора, «магметанская религия» распространилась исключительно за счет насильственных мер, а не «через убедительность истины» [4, с. 12]. Причина широкого распространения ислама виделась им в простоте мусульманского учения, по сравнению с сложными тонкостями троичного богословия христиан. По этой же причине мусульмане, в свою очередь, тяжело обращаются в христианство. С. С. Глаголев полагал, что ислам, возникнув в среде язычников, в свою очередь не является «ни религией дикарей, ни религией культурных рас», представляя собой религию народов, находящихся на определенной переходной ступени развития [1, с. 190]. С этой специфической точки зрения, ислам, поднимая дикарей от их естественного состояния, однако, не побуждает их к достижению высших ступеней развития. В такой трактовке ислам, зародившись среди народов, в значительной части уже сталкивавшихся с христианством и иудаизмом, уже знакомых с Евангелием, тем не менее, по мнению данного автора, «предложил этой части вместо более совершенного менее совершенное» [1, с. 190]. Коран содержит в себе много ветхозаветного, что по сути, с позиции С. Глаголева, «есть отступление в сторону ветхого завета в эпоху нового завета» [1, с. 191]. Поэтому для тех, кто вообще был не знаком с Заветами или не захотел их принять, ислам был полезен и дал много доброго. В сходном ключе Н. Я. Ильин отмечал, что ислам, возникнув позже иудаизма и христианства, стоит на ступень ниже их, и не только не развивает их, но оказывает на данные религии неблаготворное влияние, а активное и широкое распространение ислама среди язычников, христиан и частично иудеев не придали мусульманской религии всемирно-исторического значения, признавая, что «конечно, по своему внутреннему достоинству и значению, даже по влиянию на внутреннее и внешнее благосостояние своих чтителей, религия Мухаммеда выше язычества», как и «по отношению вообще к древним восточным религиям, она – довольно замечательный шаг вперед», полагая, что это, тем не менее, лишь «относительное достоинство и значение мухаммеданской религии» [2, с. 83-84]. В рамках такого направления делались многочисленные попытка обосновать несостоятельность «магометанской религии» [4, с. 10]. С точки зрения власти и православного духовенства лишь православие есть единое, истинно-божественное откровение и, соответственно, единственная истинно- божественная вера, тогда как все остальные религии являлись либо ложными, либо «нечисто истинными» [5, с. 5]. К числу совершенно ложных религий в конце XIX – начале ХХ веков некоторые православные богословы относили и ислам. При этом отмеченными выше авторами подчеркивалось, что современный им ислам отличается от первоначального мусульманского вероучения. Первоначальный ислам рассматривался Мухаммедом как завет или нравственный союз между Богом и человеком. По сути ислам представлял собою богооткровенную веру, такую же, какую проповедовали первые патриархи, и которая в последствии «была начертана в законе Моисеевом, и на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=