Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 118 Отношение российской государственной власти к неправославным конфессиям на протяжении нашей истории было неоднозначным. Законы признавали лишь Православную веру «первенствующей и господствующей» в России и при этом со стороны официальной власти делались разнообразные шаги в сторону повсеместной языковой, религиозной и культурной унификации, в том числе выражавшиеся в активной миссионерской деятельности на территориях, населенных неправославными народами, в частности мусульманами. Так, в 1853 году при Казанской духовной академии было создано миссионерское противомусульманское отделение, которое занималось пропагандистской, просветительской и образовательной работой среди нерусских народов Поволжья, Приуралья, Сибири, Кавказа и Средней Азии. Ислам был второй по численности после православия религией в Российской империи, где согласно первой переписи населения (1889) насчитывалось 3,4 млн. приверженцев этой традиции обоего пола [11]. В данном качестве эта религиозная традиция привлекала к себе пристальное внимание со стороны целого ряда исследователей, богословов и философов. Изучение источников вероучения ислама, в первую очередь Корана, сначала в европейских переводах, а затем и в русских, привело к формированию двух типичных образов ислама в публикациях отечественных и, как правило, православных, авторов, которые описывали его в качестве: 1) одной из религий российских подданных в рамках исламоведения, востоковедения и других форм научных исследований (дипломатии, статистики и т.п.), стремящихся корректно и уважительно его понимать, или 2) ложного и враждебного православию учения, преимущественно в рамках миссионерских и публицистических изданий [3, c. 85-86]. Первые признавали ценность данной духовной традиции, стремясь формировать общий с европейским ориентализмом «язык описания ислама». Вторые образы использовались для ведения активной миссионерской деятельности, направленной на переход подданных из ислама в православие. Согласно 1-й статье Уставов духовных дел иностранных исповеданий свода законов Российской империи 1857 года «Первенствующая и господствующая в Российской Империи Вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания» [8, с. 6]. Что же касается лиц, не принадлежащих к православию, а также иностранцев, им, согласно статьям 44 и 45 свода законов Российской империи предоставлялось право на свободное отправление своей веры и обрядов. «Свобода веры присвояется не токмо Христианам иностранных исповеданий, но и Евреям, Магометанам и язычникам: да все народы, в России, пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцов своих, благословляя царствование Российских Монархов, и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи» [6, с. 11]. Вместе с тем, наряду с предоставленной свободой исповедовать неправославные вероучения, власть периодически предпринимала шаги по убеждению иноверных подданных в необходимости перехода в православие, и право на такую деятельность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=