Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 113 Богу как равному, если «Бога носишь в душе» и нужно «искать Бога в человеке», порождает святость как «сокровище безмерной любви к миру» [9, с. 260]. И к этому сокровищу приобщается в лучшие минуты свои, при встречах с по-настоящему светлыми людьми автор-повествователь, идущий по Руси странник. «Не удались людишки…их надобно починить или – лучше – переделать заново», но рядом: «Превосходная должность – быть на земле человеком» («Рождение человека») [15, с. 144] или в рассказе «Покойник»: «Уважительно и ласково думается обо всех людях земли: все призваны таинственной силой, в них живущей, победить смерть, вечно и необоримо претворяя мёртвое в живое, все идут смертными путями к бессмертию, поглощает людей сень смертная и – не может поглотить» [15, с. 370]. Горький в своём двоящемся отношении к человеку – реалист и романтик, публицист и поэт. Или словами Луки, люди – и равны («ни одна блоха не плоха; все – чёрненькие, все – прыгают» [6, т. 8, с. 95], и неравны: «Есть – люди. А есть – иные – и человеки». И о неравенстве говорится перифразами евангельской притчи: «Есть земля, неудобная для посева…и есть урожайная земля…что ни посеешь на ней – родит» [6, т. 8, с. 128]. Народным праведникам и шире – людям мечты (в ряду которых и увечный, но открытый миру Лёнька из рассказа «Страсти-мордасти»), людям и образам борьбы (в этом ряду – Данко, Сокол, Буревестник, Павел Власов – новый апостол), беспокойно-свободному босяку противостоит запутавшийся, заплутавшийся в жизни герой, человек с пустой душой. А пустота неотделима от забвения высшего в себе начала. По контрасту с «Отшельником» звучат рассказы «о безответной любви», «о герое», «Карамора», «Анекдот». Самый развёрнутый образ «запутанного» человека дан в рассказе «Карамора». Начинает свою исповедь герой с богоотрицания в духе Иова: «Бога нет. Будь Бог – разве люди таковы были бы?» [9, с. 375]. Люди делятся на цельных – скучных людей и более интересных – «запутанных» [9, с. 379). Речь идёт о человеческой шаткости: «почему люди так шатки, неустойчивы, почему они с такой лёгкостью изменяют делу и вере?» [9, с. 380]. Герой убивает предателя и сам начинает служить в охранке, ведя двойную жизнь – двойную игру. «Почему, делая подлое дело, я не чувствую отвращения к себе?» – задаёт себе вопрос герой и не находит ответа. Но ответ дан в начале рассказа, в душе героя пусто, утрачен главный жизненный стержень. У героя нет главного – «верующей мысли» [9, с. 369]. Исследованию этой шаткости современного человека Горький и посвящает свою необычную повесть-эпопею об антигерое «Жизнь Клима Самгина» – «историю пустой души». «Неисчислимо на Руси количество людей, которые живут неизвестно зачем», – размышляет герой «Рассказа о безответной любви» [9, с. 291]. Таким образом, М. Горький интересен своим антропоцентризмом, имеющим богочеловеческие истоки, и в своих духовных поисках пересекается с жизнетворческими и религиозно-философскими исканиями русского символизма, всего Серебряного века, устремлённого к жизненно-действенному,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=