Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 111 В очерках «По Руси» Горький развенчивает свой прежний идеал «беспокойного» человека: «Русь изобилует неудавшимися людьми». Такой человек «светится, но чаще всего – обманчивым светом гнилушки» [15, с. 185]. «Большинство людей, среди которых я иду по земле, – не то восходя, не то опускаясь куда-то, – серо, как пыль, мучительно поражает своей ненужностью. Не за что ухватиться в человеке… Хочется видеть всю жизнь красивой и гордой, хочется делать её такою, а она всё показывает острые углы, тёмные ямы, жалких, раздавленных, изолгавшихся. Хочется бросить во тьму чужой души маленькую искру своего огня, – бросишь, она бесследно исчезает в немой пустоте…» [15, с. 269]. Идеал писателя близок жизнетворческому пафосу русского символизма: «В этом светлом солнца храме / Мы и боги, и жрецы. / Нами жизнь творима, нами!» – «Мы для счастья рождены!» [15, с. 278]. К идеалу счастливого человека приближаются образы народного праведника: это и старец Лука, мудрец и утешитель, бабушка из «Детства» с её равной любовью к Богу и миру, блаженный и «ангелоподобный» Нилушка из одноимённого рассказа («По Руси»), один спутников автора-странника Калинин (из одноимённого рассказа – «По Руси»). Лицо его поражает повествователя, увидевшего героя в церкви, за всенощной: «Он смотрел на распятие и…казалось, беседовал со Христом, как с добрым другом». На лице «светилось никогда не виданное мною выражение интимности, сознания исключительной близости с Сыном Божиим». Рассказчика поражает «это ясное отсутствие обычного – рабьего, пугливого отношения к своему Богу.., всю службу я с великим любопытством наблюдал, как человек беседует с Богом, не кланяясь ему.., без слёз и вздохов» [15, с. 327]. К этим богоравным отношениям всегда стремился писатель, увидев их в книге Иова, отвергая рабство пред Богом. А герой живёт по завету одного старца, «мудрейшего человека»: «Ничем не надобно связывать душу свою..., живи один, только Христа любя» [15, с. 347]. Встреча с этим счастливым человеком заставляет и повествователя почувствовать любовь к жизни и гармонию мира: «В бурные осенние дни на берегу моря как-то особенно весело и бодро: песни ветра и волн, быстрый бег облаков, и в синих провалах неба купается солнце, как увядающий чудесный цветок, – в этом видимом хаосе чувствуешь скрытую гармонию нетленных сил земли – маленькое человечье сердце объято мятежным пламенем и, сгорая, кричит миру: – Я тебя люблю! Страшно хочется жить..., хочется петь хвалебную песнь земле» [15, с. 332]. В своём глубинном ощущении замысла человека и мира Горький всегда поэт и человек мечты и веры. Один из самых ярких образов народного праведника и счастливого человека дан в рассказе «Отшельник». У него тоже был свой «Иван- Креститель», один французский попик, «Ваше христоподобие зову его»: «Бог, говорит, не злодей людям, а сердечный друг, только с ним, по доброте его, так случилось: растаял он в слезной жизни нашей, как сахар в воде..., не чуем, не слышим скуса божия в жизни нашей. А всё-таки он во всём мире пролит и в каждой душе живёт чистейшей искрой, и надо, говорит, нам искать Бога в человеке, собирать его во единый ком, а как соберётся Господь всех душ живых

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=