Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 108 тщете сущего» [8, с. 71]. Как размышляет один из горьковских героев, жизнь которого похожа на анекдот: «дома эти, глубоко врытые фундаментами в землю, кирпичные человечьи гнёзда, будут стоять неисчислимое время, а человек, строитель домов, украшающий землю трудами рук своих, осуждён на смерть через краткий срок – за что?» («Анекдот») [9, с. 410-411]. В книге Иова, в 40-й главе, как писал о ней Горький, «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как спокойно встать рядом с Богом». В цитируемом письме В. Розанову (1912 г.) Горький отвергает «рабство пред Богом» [10, с. 306]. Это различие между богами, которое «тревожно раздвояло мою душу», превращало будущего писателя в «великого еретика» (11): «Я и в храме разделял, когда какому Богу молятся: всё, что читают священник и дьячок, – это дедову Богу, а певчие поют всегда бабушкиному» [6, т. 6, с. 75]. Неприемлемо в бабушке для Горького-бунтаря было её долготерпение. Как писал Мережковский, «не в святую, смиренную, рабскую, а в грешную, восстающую, освобождающуюся Россию верит Горький… этой верою и делает он, «безбожный», Божье дело» [7, с. 314]. Уже в поэзии Вл. Соловьёва можно найти сочетание двух полярных архетипов, определивших горьковское мироотношение: Христос и Прометей [12]. Об этих маяках человечества Горький размышляет в «Несвоевременных мыслях»: «Христос – бессмертная идея милосердия и человечности и Прометей – враг богов, первый бунтовщик против Судьбы, – человечество не создало ничего величественнее этих двух воплощений желаний своих. Настанет день, когда в душах людей символ гордости и милосердия, кротости и безумной отваги в достижении цели – оба символа скипятся в одно великое чувство и все люди сознают свою значительность, красоту своих стремлений и единокровную связь всех со всеми» [13, с. 105]. Так Горький формулирует богочеловеческий идеал эпохи Серебряного века. Эти полярные начала, скипаясь, определяют творческий пафос Горького, верившего в возрождение человека, преодоление русским человеком всего подлого и позорного в жизни во имя «жизни светлой, человеческой» [6, т. 6, с. 161]. Несоединённость этих начал порождает знаменитый спор о человеке в драме «На дне» – «полифонической драме». Горький отвергал всё, что унижает и порабощает человека. Горький любит ставить своего героя в такие экстремальные обстоятельства, чтобы один «голый человек остался» («На дне»), обнажилась его душа. Задушевные горьковские мысли о человеке утверждает Лука, причём в единстве милосердия и веры в человека: «Человек – всё может…лишь бы захотел»; «жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел»; «Кто ищет – найдёт… Кто крепко хочет – найдёт!»; «Человек должен уважать себя» [6, т. 8, с. 107, 122, 125]. Актёр погибает, потеряв веру в себя. Самое двусмысленное в Луке – ответ на вопрос: «Бог есть? ... Коли веришь, – есть; не веришь, – нет», но человек призван верить: «Во что веришь, то и есть» [6, т. 8, с.111]. Этими же словами говорит и Толстой в горьковском очерке: «Надо сказать себе – верую – и всё будет хорошо» [6, т. 3, с. 268]. Лука – Насте: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она!» [6, т. 8. с. 120]. Без веры человек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=