Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 107 В творчестве Горького человек творит Бога по образу и подобию своему. Это релятивистское сознание формируется у будущего писателя уже в детстве под полярным влиянием двух главных воспитателей – бабушки и деда. «Я очень рано понял, что у деда – один Бог, а у бабушки – другой» [6, т. 6, с. 69]. Бабушкин Бог – отражение её доброты, Бог деда – его жестокости. «Её Бог был весь день с нею, она даже животным говорила о нём. Мне было ясно, что этому Богу легко и покорно подчиняется всё: люди, собаки, птицы, пчёлы и травы; он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок» [6, т. 6, с. 70]. Образ бабушки в «Детстве» – один из самых ярких образов народной праведницы в русской литературе – от Хромоножки Достоевского («Бесы») до Матрёны А. Солженицына («Матрёнин двор») и старухи Анны В. Распутина («Последний срок»). «Вся она…светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом… Это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни» [6, т. 6, с. 10]. Как отмечал Д. С. Мережковский, «бабушка – сама Россия в её глубочайшей народной религиозной сущности» [7, с. 307]. Бабушка любит мир и Бога вместе. Как комментирует Мережковский её молитвы, кощунственные для догматического слуха деда, «на языке человеческом нет молитв прекраснейших, чем её акафисты Божьей Матери». «И всего удивительнее, что услышал это неслыханное, затаённейшее в сердце народа, в сердце земли, не христианин Толстой, не православный Достоевский, а «безбожный» Горький» [7, с. 308]. О «безбожном» Горьком Мережковский писал ранее в работе «Чехов и Горький» (1906). Бабушкин Бог, «милый друг всему живому», был «самым лучшим и светлым из всего, что окружало меня» [6, т. 6, с. 76]. От доброго бабушкина Бога идёт лейтмотив жалости к человеку, проходящий через всё творчество писателя. «Люди всегда жалости достойны», – не устают повторять герои Горького [6, т. 2, с.148, 211; т. 1, с. 485]. Если бабушкин Бог несёт благую весть любви и милосердия ко всему живому, дедов Бог – карающий ветхозаветный Ягве, воплощение подавляющего человека авторитарного начала: «вот согрешили люди и – потоплены, ещё согрешили и – сожжены» [6, т. 6, с. 73]. «Дедов Бог вызывал у меня страх и неприязнь: он не любил никого, следил за всем строгим оком, он, прежде всего, искал и видел в человеке дурное, злое, грешное. Было ясно, что он не верит человеку, всегда ждёт покаяния и любит наказывать» [6, т. 6, с. 75-76]. Всю свою жизнь Горький спорил с этим суровым Богом, создателем слишком несовершенного мира и несовершенного человека. «Зачем же такой ужас везде? И жестокость?» – вопрошают его герои. «Почему так много в людях жестокости и злобы?». И отвечают: «потому что одинаково позорно быть и рабом, и господином» (рассказ «Тюрьма») [6, т. 2, с. 255, 258, 261]. Потому любимой книгой Горького была книга Иова, любовь к которой и мотивы которой он передаёт своим героям. Второй лейтмотив творчества Горького: «плохо устроена жизнь», «не удались людишки» [6, т. 2, с. 266, 392]. Как пишет Д. Быков, «его не устраивал сам миропорядок… Ему всегда были близки идеи русского космизма, в частности фёдоровская идея обретённого бессмертия, воскресения мёртвых; сама смертность человека напоминает о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=