Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 105 Н. П. Крохина Шуйский филиал Ивановского государственного университета БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ АНТРОПОЛОГИИ М. ГОРЬКОГО В статье богочеловеческие мотивы в художественной антропологии Горького утверждаются как основа его релятивистского понимания человека взамен обычного подчеркивания крайнего и внехристианского гуманизма Горького. Утверждается, что в основе горьковской антропологии лежит классическая триада Бог–мир–человек, но отношения составляющих этой триады становятся релятивно-подвижными: человек творит Бога по образу и подобию своему («Детство»). Определяются два архетипа горьковского мироотношения: Христос и Прометей. Анализируется горьковское обостренное чувство божественного достоинства (замысла) человека и отступление от него современного человека. Дается анализ образа народного праведника у Горького. Делается вывод о богочеловеческих истоках горьковского антропоцентризма. Ключевые слова : богочеловеческие мотивы, художественная антропология, экзистенциальные потребности в любви и вере, образы народного праведника, странника. N. P. Krokhina Shuya Branch of Ivanovo State University (Shuya, Russia) DIVINE AND HUMAN MOTIFS IN THE ARTISTIC ANTHROPOLOGY OF MAKSIM GORKY The article approves divine and human motives in the artistic anthropology of M. Gorky as the basis of his relativistic understanding of human nature instead of the conventional underlining the extreme and non-Christian humanism of Gorky. It is argued that the basis of Gorky's anthropology is the classical triad of God–world–man, but the relations of the components of this triad become relativistically mobile: a person creates God in their own image ("Childhood"). There are two archetype of the Gorky's attitude to the world: Christ and Prometheus. The author analyzes Gorky's acute sense of the divine dignity (plan) of a person and the modern person's retreat from it. The paper analyses the image of the national righteous at Gorky. The work makes the conclusion on the divine and human origins of Gorky's anthropocentrism. Keywords: Divine-human motives, artistic anthropology, existential need for love and the faith of the righteous folk images, wanderer. DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-3-105-116 Самое главное и неоднозначное в мировоззрении и творчестве М. Горького – идея человека. Хотелось бы оспорить распространённую точку зрения, что «Горький стал глашатаем крайнего гуманизма», его трагедия – «философское и жизненное крушение внехристианского гуманизма»; «логика крайнего гуманизма вела к логике абсурда» – «человек в отсутствии Бога», в этом смысле он предвосхищал экзистенциализм Камю и Сартра [1, с. 311-314]. Актуален самый горьковский антропоцентризм, заявленный накануне эпохи крушения гуманизма и современной «постантропологической» эпохи:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=