Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 99 Я думаю, что этика имеет право делать некоторые метафизические предположения. Но сами они не являются произвольными, а зависят от характера и степени развития научного знания, а также – культуры в целом. В эпоху Аристотеля был один тип научного знания. В нем предполагалось, что сущность непосредственно выводится из наблюдаемого явления. То есть, наблюдая явления можно придти к выводам о характере сущности. В этой логике возникло античное понятие совершенной формы. Наблюдая одни и те же признаки в разных вещах одного и того же вида, наблюдая процесс роста растений и развитие отдельных особей каждого вида животного логично было предположить наличие некоторой формальной причины как движущей силы этого развития. Наука Нового Времени меняет свой характер. Связь явления и сущности перестает быть столь очевидной. Для объяснения постоянства явлений оказывается востребованным новый элемент – гипотеза как предположение о некоторой внутренней связи, определяющей характер внешних взаимодействий. Гипотеза является наиболее убедительной, если нет другой, конкурирующей с ней гипотезы, если она хорошо согласуется с фоновым научным знанием. Гипотеза подтверждается, если она позволяет предсказывать факты, которые в соответствии с ней прогнозируются и если не возникает неожиданных фактов, которые в соответствии с данной гипотезой не прогнозируются. Эти условия представляются выполнимыми и в этике. Возможно, говорить о культурном фоне, который приемлет, или отвергает определенные этические построения. Скажем, античная этика была этикой добродетелей, этика Нового Времени стала этикой долга. Она стала апеллировать к универсальным принципам и сделала очевидную заявку на то, чтобы обосновать мораль, не обращаясь к религиозному контексту. Какие-то античные представления совершенно очевидно ушли из этики Нового Времени. Например, в Новое Время было бы уже невозможно говорить о понятии высшего блага в античном смысле, его вытеснило понятие общего блага. В каком-то смысле мы можем вести речь и о предсказаниях. Скажем, мы можем предсказать, как будет вести себя человек, принявший определенную нормативную программу. Механистическая концепция Декарта фиксировала существование связи вещей, лежащей за пределами непосредственного чувственного опыта. В этическом плане это сопровождалось хорошо известными выводами, совпадающими с выводами античного стоицизма. На базе механики возникла широко известная деистическая концепция, в которой наметился путь освобождения морали от религиозного фундамента. Как отмечает Н. Д. Виноградов: «Мысль о многих мирах, о существовании единого закона, которыми управляются эти части вселенной, естественно, вызвала к жизни пантеистическую концепцию, которая была не чужда и античной мысли, но которая теперь, через много лет, возникла сразу в нескольких странах Европы» [2, с. 15].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=