Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 98 отдельный нервный канал, либо через неокортез. Последний путь более длительный по времени (он в 8 раз длиннее), но связанный с более глубоким рациональным осмыслением ситуации [3, с. 39-41.]. Первый путь дает моментальную эмоциональную, а затем – двигательную реакцию (увидел змею – надо отскочить). Во многих смыслах он эволюционно оправдан, но не всегда, особенно тогда, когда мир изменился по сравнению с тем, каким он был тогда, когда вырабатывались непосредственные эмоциональные реакции. Например, Д. Эдмондс показывает, что человек во время кораблекрушения будет скорее спасать другого человека, несчастье которого он непосредственно наблюдает, чем 5 человек, которых он спасти может, но непосредственно не наблюдает [7, с. 187.]. Что касается метафизики, то какие-то общие предположения в рамках данной теории не доказываемые имеют место и в естественных науках. Однако в науке априорные представления не отличаются претензией на абсолютность, и универсальность характеризующую особенность философского мышления. Следует также отметить, что наука, в отличие от религии или мифологии всегда стремится к минимизации своих исходных, недоказуемых в данной теории аксиоматических предположений, и я полагаю, что то же самое методологическое требование должно выполняться и в философии. Философия традиционно рассматривалась в качества знания о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Но современная философия все более и более обращается к конкретным областям и исследует не только всеобщее (наиболее общие законы природы, общества и мышления). Бадью говорит, что современная этика возможна именно как этика истин, что означает, что она должна быть этикой каких-то конкретных областей, сфер общественной жизни. «Этику следует понимать в том смысле, который предлагался Лаканом, когда он говорил, противостоя тем самым Канту и мотиву общей морали, об этике психоанализа. Этика как таковая не существует. Есть только этики чего-то (политики, любви, науки, искусства)» [1, с. 22.]. Таким образом, ясно, что этика не может претендовать только на исследование всеобщих законов, хотя, как философская наука она и учитывает наличие таких законов. Понятно, что знание о всеобщем и бесконечном не может быть законченным, но в философии и, особенно в этике, есть стремление получить такое законченное знание, так как именно это дает человеку уверенность в своем существовании, уверенность в правильности принятых решений. Это может быть достигнуто только с помощью принятия некоторых метафизических предположений, раскрывающих наше представление о том, как устроен мир. Были, конечно, философские системы, пытающиеся полностью избежать таких предположений, например, марксистская философия, скептическая философия. Но если не допускать позицию крайнего скептицизма, избежать таких предположений не может даже наука.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=