Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 95 В докладе академика А. А. Гусейнова заявлена позиция, в соответствии с которой мораль можно понимать, как философию (моральную философию), а этику как науку (рефлексию морали) [4]. Я хочу порассуждать в этом ключе, в смысле аргументов, на основе которых мы можем рассматривать этику как науку. На первый взгляд мораль можно понимать, как объективное, как наличные, представленные в культурных символах нормы поведения, представления о ценностях, однако само утверждение в культуре образцов поведения не обходится без определенных философских идей, также, как и индивидуальная мотивация, направленная на их поведение. Так что можно ставить вопрос так, как его ставит Абдусалам Абдулкеримович, о морали как философии. В английском языке есть понятие «conduct». «Conduct» – это как раз поведение, построенное в соответствии с определенной идеей. Такое содержание отличает значение данного понятия от обычного «behavior». Допустим, спрятаться, когда тебе угрожают силой, или ответить на силу превышающим насилием это обычное поведение. Так поступают и животные. Это «behavior». Но подставить правую щеку, когда тебе ударили по левой, это уже «conduct», это поведение, построенное в соответствии с определенной идеей. Поэтому идеи, прежде всего идеи философского характера представлены в человеческом поведении. Отношения же этики и морали представлены как сложные отношения взаимопроникновения, влияния со стороны морали на этику и этики на мораль. Этика представляет собой рефлексию морали. В этом смысле оно обладает статусом вторичности по отношению к морали и также, как и наука претендует на некоторую объективность рассмотрения моральных проблем. Этика подвергает анализу поведение, основанное на идеи. Она критически рассматривает саму идею, подвергает исследованию практические последствия ее осуществления. В этом, собственно, и состоит ее основное назначение. Но это же означает, что этика оказывает обратное влияние на мораль. Этическое знание как отражение реальности взаимного существования людей оказывается необходимым для того, чтобы сформулировать новые идеи, которые затем, в практике выживания социально-исторических общностей людей могут стать новыми социальными нормами. Но если мы говорим об этике как науке, возникает вопрос о критериях научности в гуманитарном знании, и это составляет особую проблему в связи со специфическим предметом исследования. Дело в том, что естественная наука всегда стремилась к устранению субъективности в процессе познания. В гуманитарных же науках субъективность устранить невозможно, а зачастую ее даже, наоборот, пытаются утвердить. Особенно это относится к философии, в которой часто утверждается, что есть особые интуиции, что кому-то оказывается доступен особый путь познания, связанный с трансом, откровением, способностью к целостному постижению мира и т.д. В естественных науках методы обычно могут быть четко описаны. Они, конечно, тоже связаны с приемлемым для данного этапа развития научного знания представлением о мире. В этом смысле они не остаются одинаковыми

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=