Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 89 310] . А. А. Гусейнов рассматривает прикладную этику как новую, четвертую стадию развития этики, характеризующуюся тем, что здесь «теория морали прямо смыкается с нравственной практикой общества» [6, c. 313]. Подводя определённый итог своим исканиям в области историко- этических исследований А. А. Гусейнов резюмирует: «Вся история этики в той мере, в какой она закономерно пришла к сегодняшнему состоянию, подводит нас к мысли, что для адекватного понимания морали надо сменить метод и от рассуждения в третьем лице перейти на разговор в первом лице, от познания морали перейти к ее самосознанию, от науки о морали перейти к философии морали» [7] . Каков же должен быть этот новый метод понимания, определяющий новую философию морали и позволяющий ставить вопрос о синтетической теории мировой философской этики? Прежде всего, синтетическая теория мировой философской этики – это теория, отражающая тенденцию глобальных информационно-технологических трансформаций современного общества, которые требуют «не просто открытости культур по отношению друг к другу, а единого этоса, новой единой этической культуры – единой не только по универсальным основаниям, но и по символически-знаковой структуре, конкретным нормам и механизмам функционирования» [9, c. 640]. Следовательно, в самой синтетической теории должны быть изначально заложены принципы универсальности духовно- нравственных оснований глобальной этики. К числу таких принципов, намеченных в историко-этической концепции Гусейнова, можно отнести принцип этической персонификации («конкретно-идеальных этических типов») и принцип духовно-нравственной инвариантности. Остановимся на них подробнее. I. Принцип этической персонификации Важнейшей предпосылкой для обоснования синтетической теории универсальной этики является принцип этической персонификации, используемый А. А. Гусейновым в книге «Великие моралисты» (1995). Здесь предпринимается попытка заложить идейную базу мировой этической мысли на основе универсальных моральных установок, синтезирующих индивидуальность поступка и всеобщность моральных требований. В этом отношении « Великие моралисты» развивают традицию этики «конкретно-идеальных типов», заложенную Д. И. Чижевским в работе «О формализме в этике (Заметки о современном кризисе этической теории», 1928). Чижевский ставит вопрос о том, как возможна этическая теория, в основе которой лежал бы принцип индивидуально-конкретной этической реальности, не являющейся в то же время реальностью эмпирически чувственной.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=