Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 81 разнообразие мира поступков обусловлено тем, как я и другой работают с моральной нормой. Если люди, не имеющие представления о моральных нормах, существуют, то это, скорее, редкие исключения из правил. Парадоксальным образом, в теоретической плоскости исследования природы моральной нормы, особенностей ее воспроизводства, историко-культурных способов существования, свойств и признаков (императивность, универсализуемость, всеобщность), происхождения если и позволили приблизиться к пониманию исследуемого явления, то еще не дали достаточно определенных результатов. Все (или почти все) знают, что такое моральное норма, но ее концептуализация вызывает определенные трудности. Можно предположить, что они связаны со спецификой присутствия нормы в поступке, где заданы в бытии я и другой. Как они работают с нормой? Если определять норму, как правило, заданное извне, пусть и очень авторитетным для поступающего источником, то поступок, по крайней мере, понимаемый так, как его описывает М. М. Бахтин, инкапсулируется. В мире поступка с его четкой архитектоникой я, другой и я-для-другого в норме как в «себе равной, общезначимой признанной ценности» нет необходимости [3]. Если же понимать норму как отношение я к себе, к другому, к третьему, к миру, то в поступке я преобразует норму, конструирует ее каждый раз заново, принимая (или не принимая) ее как ценность, как неотъемлемую характеристику своего нравственного бытия, а, значит, и поступка. Я – творит норму здесь и сейчас, поскольку в поступке ему предоставляется самому «…быть источником того, что он говорит и делает, самому задавать общественно значимые стандарты суждений и действий» [4]. Это невозможно сделать, просто копируя чье-то поведение или следуя обычаю, повторяющемуся в неизменном виде в сходных ситуациях и не требующему рефлексии. Задавать стандарты в морали – это не механическое действие. «Я» – нормотворец, и занимается нормотворчеством всю жизнь, поскольку человеческая жизнь протекает в мире поступков. Стандарты, которые задает поступающий, не выдумываются им. Это опыт я и другого. Это общепринятые суждения о добре и зле, индивидуальная рефлексия об этом. Так, например, ответ на вопрос о том, может ли норма конкретного поступка быть в идеальном мире идеальных людей, является одновременно и критерием его оценки [5, с. 24]. Уникальность поступка неоспорима, но уникальные поступки осуществляются не в вакууме, а в социуме. То общее, что есть у людей, воплощается в их мыслях и действиях. При этом метод понимания морали соответствует тому, который А. А. Гусейнов определяет, как адекватный для философии морали [4], поскольку разговор о творческой работе с моральной нормой может быть только от первого лица. Я творю поступок и задаю общезначимые стандарты здесь и сейчас. Никто кроме меня этого не сделает и никто, кроме меня, не будет нести за это ответственности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=