Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 80 Е. А. Коваль Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Саранске Я, ДРУГОЙ И НОРМА 2 «Я» и «Другой» – необходимые элементы поступка. При этом и я, и другой имеют представление о моральных нормах, что влияет на их взаимодействие в мире поступка. Такое представление само по себе не определяет то, какой поступок совершается, – добродетельный или порочный. Однако можно предположить, что я и другой внутри поступка не руководствуются заданными извне общезначимыми нормами, но творчески преобразуют их, созидая каждый раз уникальный и неповторимый поступок и принимая ответственность за него как за результат своего нормотворчества. Ключевые слова: поступок, норма, нормативность морали, нормотворчество, я, другой, моральное зло E. A. Koval’ Middle-Volga Institute (branch) of All-Russian State University of Justice (ARSUJ) in Saransk (Saransk, Russia) SELF, OTHER AND NORM Self and Other are necessary elements of the Act. At the same time, both Self and Other have a representation on moral norms, which affects their interaction in the world of Act. Such representation does not determine by itself the fact which act takes place: virtuous or vicious. However, it can be assumed that Self and Other inside the act are not guided by the generally valid norms that are given from outside. Self and Other creatively transform the norms, creating each time a unique and inimitable act and taking responsibility for it as the result of their norm-creating. Keywords: the act, norm, moral normativity, norm-creating, Self, Other, moral evil DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-2-80-86 Для того, чтобы состоялся любой поступок, необходимы «я» и «другой». Даже если речь идет о поступке-мысли, и никто, кроме самого поступающего, не знает о его свершении и содержании, в этом поступке имплицитно присутствует не только «я». Я и другой связаны, и природа этой связи представляется многомерной и многофункциональной. Связь я и другого укоренена в бытии и предопределена им. Это «…не результат этических решений, а изначальная нравственная заданность бытия индивидов, которые вне этой заданности вообще не существуют как люди…» [4]. Однако я и другой в поступке встречаются и связываются по-разному, что позволяет выделять добродетельные и порочные поступки. Можно предположить, что, не в последнюю очередь, такое аксиологическое 2 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (19-011-00082).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=