Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 72 М. Л. Гельфонд Тульский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова ЭТИКА КАК ТЕОРИЯ МОРАЛИ: ГРАНИ ПОНИМАНИЯ Статья посвящена выявлению и сравнительному анализу различий в понимании предмета и метода этического знания. В основе авторского замысла – попытка осмыслить истоки и критерии дифференциации этики (теории морали) и философии морали, предложенные А. А. Гусейновым в докладе «Нравственная философия и этика». В центре внимания автора статьи находится проблема взаимообусловленности господствующего в общественном сознании представления о морали и характера ее этической репрезентации. В статье также рассматривается соотношение социального и индивидуального ракурсов морали, отказывающее влияние на специфику ее восприятия в рамках научного и философского дискурсов. Не менее важным аспектом авторской оценки ресурсов этики в решении ключевых теоретических и нормативных вопросов морали является сопоставление базовых установок и принципов мышления ученого-этика и философа-моралиста. Ключевые слова: мораль, этика, нравственная философия, человек, общество, норма, идеал, ценность, добро, зло. M. L. Gel'fond Tula Branch of Plekhanov Russian University of Economics (Tula, Russia) ETHICS AS A MORAL THEORY: THE FACETS OF COMPREHENSION The article is devoted to the process of revealing and the comparative analysis of the differences and understanding the object and the method of ethics. The basis of the author’s intention is an effort to understand the sources and criteria of the moral theory and moral philosophy offered by A. A. Guseynov in his report “Moral philosophy and ethics”. The problem of interdependence of the dominant concept about the moral and the nature of its ethical representation in the public conscience is in the author’s focus. The article also deals with the correlation of the social and individual perspective of the moral which influence the specificity of its perception in the scientific and philosophic discourse. The comparison of the basic fundamentals and principles of thinking of the ethic scientist and moral philosopher is the important aspect of the author’s assessment of the ethic resources in solving the key theoretic and normative moral questions. Keywords: moral, ethics, moral philosophy, individual, society, norm, ideal, value, good, evil. DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-2-72-79 Вопрос о дисциплинарном статусе и предмете этики – серьезный вызов классической парадигме как философского, так и научного дискурсов, а спектр вариативности в понимании ее роли простирается в современной культуре от примитивного редуцирования этики к пошаговой инструкции на тему, как следует себя вести, до предельного расширения ее полномочий в качестве «суда над человеком» и «суда над Богом» [1, с. 37]. Вместе с тем, на фоне привычных коннотаций академического мышления и общественного сознания, исподволь тяготеющих к традиционному

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=