Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 62 обращения к самостоятельному мышлению и сознательной ответственной жизни. Как человек поступит дальше, встанет ли на бесконечный путь поиска добродетели, или вернется к обычному рутинному существованию, – зависит исключительно от него самого. Большему здесь научить нельзя, даже если учителем является Сократ, потому что мыслить, как и быть, за другого невозможно. В Новое время эта мысль была подхвачена кембриджскими платониками, продолжившими сократовско-платоновскую линию в философии XVII–XVIII вв. Так же, как и Сократ, они считали, что человек может обрести добродетельность только на пути познания. Так же, как и Сократ, они считали познание и поступки – сферой индивидуальной ответственности человека. Бенджамин Уичкот – основатель школы подчеркивал, что в вопросах морали (и религии) «каждый за себя». Добродетель нельзя передать от одного человека другому. И как невозможно вылечить больного здоровьем здорового, так невозможно посредством чужого знания сделаться нравственным и подлинно религиозным [6, p. 153-154]. Аналогичным образом Ральф Кадворт, прямо ссылаясь на учение Сократа, подчеркивал, что моральное знание нельзя влить в человеческую душу извне, как если бы она была пустым сосудом. Даже если это знание – достояние ученых людей. Ориентация на заслуживающие доверия авторитеты в данном случае «не только отвлекает дух, но и изнуряет интеллектуальные силы, делает дух пассивным и вялым, чрезмерно привлекая его к тому, что находится извне» [5, p. 78]. Знание, в представлении Кадворта, может лишь бережно извлекаться из души ее обладателем, а ум пробуждаться и воспламеняться изнутри [5, p. 78]. Представление о том, что теоретическая этика в отличие от моральной философии претендует на открытие всеобщей истины, которую предъявляет другим и тем самым берет на себя роль учителя, складывается, когда всеобщая истина в этике предстает в виде завершенных ценностных и нормативных систем. Однако даже если в этике формулируются и упорядочиваются в систему содержательные универсальные принципы, это не всегда означает, что этика берет на себя роль учителя по отношению к живым индивидам и претендует на то, чтобы «думать за них и говорить им, что они должны делать». Попытки построения моральных систем, состоящих из основополагающих универсальных содержательных принципов, предпринимались, например, Сэмюэлом Кларком, Джозефом Батлером, Ричардом Прайсом, Томасом Ридом и др. Однако, каждый из этих мыслителей брал на себя задачу не столько сформулировать предписания обязательные для исполнения реальных индивидов, сколько прояснить уникальный содержательный смысл морали, осмыслить ее своеобразие. Примечательно, что почти все эти авторы подчеркивали незавершенный, открытый характер своих систем. Последовательный интеллектуалист (и в этом смысле классический «теоретик морали», а не философ, в интерпретации А. Г.) Прайс вообще считал теоретически ошибочной претензию на создание полной и завершенной системы моральных принципов. В своей позиции он исходил из представления

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=