Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 6 моральной философии и этики (Зубец О. П.), этики и биоэтики (Тищенко П. П. истории этики (Прокофьев А. В.) философии поступка (Сычев А. А.) до возможности создания синтетической теории мировой и философской этики (Назаров В. Н.) и др. Научные исследования, отраженные в выступлениях участников дискуссии, фактически обозначают узловые проблемы творческого пути А. А. Гусейнова: от теоретических положений социальной этики и истории этических учений – к этике ненасилия – к идее «этической персонификации» (Конфуций, Сократ, Иисус, Магомет, Толстой, Ганди, М. Лютер Кинг), – затем к этике поступка. Период творчества Абдусалама Абдулкеримовича, касающегося этики ненасилия и этической персонификации мне особенно близки. Этот период творчества охватывает конец 80-х – начало 90-х годов прошлого столетия. Это было время, которое ознаменовано острым интересом российской и международной общественности, политических и научных кругов к проблеме ненасилия. В 1989-91 годах в Москве проходили знаковые международные конференции, посвященные этой проблеме. Я помню напряженную творческую атмосферу этих собраний, под председательством Абдусалама Абдулкеримовича, его интеллигентность и тактичность в резюмировании докладов, регламентации выступлений, вопросов: ведь впервые в России встретились ученые противоположных политических культур, различных интересов, воспитания. Как значимо было продемонстрировать культуру научного сообщества нашей страны, ведь все было впервые... Действительно, впервые научная общественность России и США обсуждала теоретические проблемы этики ненасилия, этику ненасилия в трудах великих моралистов (Толстой, Рерих, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Генри Торо, Альберт Швейцер). Это была свободная дискуссия, результат которой – публикация сборника статей («Принцип ненасилия», 1991). В это время интерес к мировой философии ненасилия в нашей стране концентрируется в философии непротивления Л. Н. Толстого, проводится ряд представительных международных конференций и форумов, посвященных проблеме ненасилия. Гусейнов А. А. одним из первых философов того времени «открывает» для научной общественности этику ненасилия Л. Н. Толстого и толстовства, стимулирует молодых ученых к исследованию этой проблемы, всячески поддерживает Центр «Этика ненасилия», созданный на базе сектора этики под руководством Р. Г. Апресяна. Результатом этого творческого увлечения философским наследием Л. Н. Толстого стала знаменитая книга Абдусалама Абдулкеримовича «Великие моралисты», в которой творчество великого писателя получило новое прочтение, открыло перспективы исследований в толстоведении, соответствующие вызовам наступающего XXI столетия. Я думаю, что не только интерес к творчеству М. И. Бахтина, но и исследование индивидуальной этики великих моралистов сфокусировали творческое внимание А.А. Гусейнова к проблеме этики поступка. Мне кажется,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=