Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 49 objectiveness and subjective and personal measurement that causes the attraction of philosophy in whole and ethics as the moral philosophy in particular. The image of a wise men who knows the world and is a bearer of high moral ideas and qualities has a principal moral significance; and moral philosophy is at least the potential ethics. As a serious argument in protection of this position, historical and logical subsequence of interconnection of the following phenomenons considered at the symposium are reconstructed: 1) firstly, the morality components (including the mutual aid phenomenon) providing for relative stability of the social unit occur instantaneously; 2) then morality, i.e. a system of rules and regulations coming from an authority (individual or corporate) is generated at the specific development stage of the society due to revealing special interests of separated groups and specification of forms of public conscience; 3) the essential law mechanism is formed in response to the requests of the generating institutes of state power mainly in parallel and based on the moral ideas and values created before, though the germs of natural law were formed before on the same moral base. Humanistic law based on moral and comprising its spirit is presented as an original new synthesis applicable to up-to-dateness with its technological challenges. Keywords: ethics, moral philosophy, problem of correlation of moral and law, fundamental scientific base, subjective and personal measurement, mutual aid, moral DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-2-48-56 Мой авторский взгляд на проблему, филигранно поставленную и глубоко раскрытую в замечательном докладе Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова, в значительной мере связан с практикой преподавания философии и этики в юридическом вузе, теоретическими усилиями в плане решения проблемы соотношения нравственности и права и попытками соединить теорию и практику в формате действующего уже 17 лет под моим руководством философско-правового клуба «Нравственное измерение права». В течение достаточно длительного времени в качестве профессора кафедры философии и социологии Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) последовательно читал такие дисциплины, как «Этика», «Профессиональная этика», «Профессиональная этика и служебный этикет» для бакалавров, «Нравственность и право» для магистров и т.п. Созданы и соответствующие учебные пособия [2, 7, 8]. Учитывая практический характер нравственности и самой этики, думаю, всё это находится в связке. В настоящий момент, правда, ситуация складывается таким образом, что собственно этика как учебная дисциплина в её собственно профессиональном измерении всё больше «уходит» от философов (разумеется, не по их желанию). Она каким-то образом соединяется, прежде всего, просто по названию, с тем, что называется «Введением в специальность» и в массе своей передаётся предметникам, в нашем случае юристам. Поэтому, наверное, даже подсознательно мне хочется её, то есть этику, рассматривать в качестве своеобразной вершины той же философии, которая, к счастью, остаётся. Тем не менее, считаю, что мой подход не противоречит собственно научному измерению, а, наоборот, внутренне с ним связан и дополняет его. Хочу признаться, что я всегда исходил из того, что и философия, и этика имеют фундаментальную научную основу. Соответственно последняя, на мой взгляд, свойственна и нравственной философии как части философии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=