Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 44 ответственных действиях поступающего индивида их мир становится – по меньшей мере, в его воображении (хотя это никак не оговаривается) – его миром? В-третьих , в это представление морали вводится еще одна характеристика, которую можно воспринимать как некоторое содержательное уточнение понятие морали. Даже в том рудиментарном виде, в котором она дана, она критически важна. Самостоятельно высказываемые индивидом суждения и совершаемые действия, отмечает А. А. Гусейнов, «выступают в качестве общественно значимых образцов», посредством которых «индивид формирует одновременно платформу, желательную для других и соединяющую его с ними» [1]. Вопрос о том, «как субъективно задаваемую моральную нацеленность поступков согласовать с их объективным содержанием, чтобы придать ей общественно значимый смысл?» [1], А. А. Гусейнов считает ключевым и центральным для морали. Строго говоря, эти положения также не содержат прямых ценностных характеристик морали. Но их можно различить в словах об «общественно значимых образцах», «общественно значимом смысле» (хотя общественно значимыми являются и негативные образцы), о задании деятелем стандартов, востребованных другими, которыми обеспечивается связь между людьми. Тем не менее, эти положения существенны для понимания морали: без указания на «общественно значимые образцы», «общественно значимый смысл» совершаемых поступков предлагаемая идея морали оказывается открытой более широким произвольным интерпретациям. Не связанные с каким-то определенным ценностным содержанием, такие характеристики, как самодетерминация, индивидуальная ответственность, ментальное превосходство Я над Другими, могут быть перенесены на любые действия, которые совершаются (а) намеренно, (б) при осознанном распространении Я своей воли на Другого, (в) самоутверждении Я посредством этого. В том числе на вредоносные действия. Впрочем, нельзя отрицать, что, скажем, маньяк и вредоносные действия может полагать в качестве общественно значимых образцов и наполнять их «общественно значимым смыслом». Необходимо такое описание морали, которое бы не оставляло в ней место злодеям и злодеяниям (разумеется, зло, наряду с добром, как и пороки, наряду с добродетелями, охватываются общим понятием морали. Но нормативный смысл морали заключается в обеспечении индивидуального, группового и общественного противостояния злу и порокам). В предлагаемом понятии морали мне не достает разъяснения относительно того, что происходит с общественно значимыми образцами после того, как они, будучи выраженными в индивидуальном действии, оторвались от их субъекта, когда они не просто вошли в публичных контекст, но и приняты публикой, не просто оказались впитанными культурой, но и включились в социодинамику культуры. Из сказанного мне не ясно, какую форму они принимают, каким образом удостоверяется их общественная значимость, какую роль эти общественно значимые образцы играют в обществе, предполагается

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=