Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 159 К. Е. Троицкий, Институт философии РАН ПОПЫТКА ФИЛОСОФСКОГО ОТВЕТА В ПЕРВОМ ЛИЦЕ В статье представлена печатная версия доклада, подготовленного автором к симпозиуму «Нравственная философия и этика» (Институт философии РАН 11-12 марта 2019 г.). Доклад был реакцией на одноименную работу А. А. Гусейнова «Нравственная философия и этика», обсуждаемую на симпозиуме. В работе А. А. Гусейнова обрисованы два противостоящих, но также и связанных друг с другом формы отношения к морали, которые обозначаются как «этика» и «нравственная философия». При этом «этика» относится к области науки или к наукообразной философии, а «нравственная философия» к философии по существу. Фундаментальной основой последней утверждается необъективируемый, индивидуальный и единичный поступок, вокруг которого и должна разворачиваться мысль, претендующая быть действительно философской. Решение принять серьезно эти характеристики философской мысли, а также стремление им соответствовать в самом ответе на текст А. А. Гусейнова и обусловило доклад, а затем и статью, предлагаемую ниже. Ключевые слова: этика, нравственная философия, первое лицо, методология, А. А. Гусейнов K. E. Troitskiy RAS Institute of Philosophy (Moscow, Russia) AN ATTEMPT TO ANSWER PHILOSOPHICALLY IN FIRST PERSON In this paper, I present a written version of the report which was prepared for the symposium “Moral Philosophy and Ethics” (the Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences 12 March 2019). My report was a response to the A. A. Gusseynov’s article which had the same name as the symposium. Guseynov’s article describes two opposing but also related to each other modes of attitude to morality, which are designated by Guseynov as “ethics” and “moral philosophy”. For Guseynov, “ethics” refers to the field of science (or scientific philosophy), and “moral philosophy” to philosophy as such. The primal basis of the latter is claimed to be an individual and singular act, around which thinking should unfold itself if this pretends to belong to genuinely philosophical thinking. My decision to take seriously these characteristics of philosophical thinking, as well as the desire to comply with them in the response to Guseynov’s text determined my report and its written version proposed below Keywords: ethics, moral philosophy, first person, methodology, A. A. Guseynov DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-2-159-165 Если не отмахнуться, а принять всерьез утверждение Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова, что «для адекватного понимания морали надо сменить метод и от рассуждения в третьем лице перейти на разговор в первом лице, от познания морали перейти к ее самосознанию, от науки о морали перейти к философии морали» [1], то смена метода, начало разговора в первом лице должны касаться и ответа на сам текст, в котором это провозглашается. Поэтому после прочтения работы Абдусалама Абдулкеримовича перед до мной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=