Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 150 человек (уподобляясь полубожественному герою) является человеком, в этом его добродетельность. Вопрос, который у Аристотеля принимает форму – как быть добродетельным в поступке, а у Канта «Что я должен делать», изначально ставился как вопрос о начале, архэ, о том, как вообще я могу поступать, исходить из самого себя. Это есть, возможно, единственное знание, непосредственно данное человеку о его поступке: знание, что это он поступает, что это его поступок: он более ничего не может ни о себе, ни о смысле совершаемого. Смысл его действий и слов не дан ему изнутри поступка (о чем пишет Ханна Арендт), а идея самого себя равна самой себе и не содержит никакого иного содержания (идеи начальности тождественна понятию самого себя). Это есть тот предел, в который упирается взгляд человека на самого себя и та начальная точка, с которой он поступает и смотрит на мир: идея архэ фиксирует поворот взгляда, когда поиск самого себя разворачивается во взгляд на мир и становится не столько познанием самого себя, сколько заданием мира как своего. Важно, что рождающаяся философия ставит вопрос не о бытии человека вообще, но о бытии того самого единственного человека, который задается этим вопросом, того самого мыслителя, который и ищет путь, в котором сливается мое бытие и бытие добродетельным. Ясно, что призыв «Познай самого себя» призывает не к познанию некоего самого себя другого человека (это было бы бессмыслицей), человека вообще или эмпирически данного человека. Он не допускает объективации самого себя – ибо это было бы мгновенной и неизбежной утратой искомого. Этот призыв стоит принять и понять буквально: речь идет о самом себе того, кто мыслит. Речь идет не только о поиске самого себя как этической задаче, но о задании круга проблем и самого способа мышления о том, что может мыслиться исключительно через идею самого себя. То есть речь не о некоем самом себе наряду с другими познаваемыми явлениями и схватываемом таким же образом – нет, речь вообще не опознавательной задаче: это задача этическая, задача, стоящая перед мышлением, но являющаяся моральной – задача помыслить возможность своего бытия, специфически человеческого бытия, так как оказывается, что человеческое бытие может быть помыслено исключительно как свое, как самое себя. Здесь мыслящим является не познающий, но моральный субъект, и не моральное существо вообще, но именно тот, кто в своем отношении с миром, в своем поступании (и мышлении как поступке) является совершенно единственным и мыслящим не от имени и по поручению, а исключительно от первого лица. И именно это отличает философию от всех иных интеллектуальных усилий человека, делает ее философией. Нацеленность мышления на самое себя , при очевидности того, что самое себя не может быть объектом познания, означает, что речь идет о мышлении с единственной центральной точки самого себя , т.е. о возможности мыслить в качестве абсолютного самодостаточного начала и о взгляде не на самого себя, а самого себя на мир, о присущей философии специфической субъектной оптики. Самое себя в таком случае может быть определено

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=