Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 148 О. П. Зубец Институт философии РАН МОРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧЕНИЕ НАЧАЛА И ПРИЧИНЫ Статья посвящена принципиальному различию понятийных рядов моральной философии и этики как их понимает А. А. Гусейнов, в частности – противопоставлению понятий начала и причины. Философия возникает в стремлении человека помыслить самое себя, ответить на вопрос о возможности и источнике своего поступка, В поиске ответа на этот этический вопрос она стремится помыслить мир в его полноте, включив в него самого мыслящего, и задает понятие ἀρχή (начала), наполненное морально-философским содержанием. Человек у Аристотеля определяется как ἀρχή, как начало поступка, актуальной действительности в ее полноте. Понятие начала порывает с мышлением о мире в логике причин и следствий, целей и средств и является фундаментальным для моральной философии, обозначая ее разрыв с этикой как наукой о морали, ориентированной на выявление причин и обоснований, на оптику внешнего наблюдателя, невозможность мыслить человека как начало поступка и мира в полноте и единственности. Ключевые слова: моральная философия, этика, ἀρχή, архэ, начало, самое себя, причина, поступок, Аристотель, А. А. Гусейнов O. P. Zubets RAS Institute of Philosophy (Moscow, Russia) MORAL PHILOSOPHY AND ETHICS SEEN THROUGH THE OPPOSITION OF THE ORIGIN AND THE CAUSE The article is devoted to the conceptual opposition of the moral philosophy and ethics how A. A. Guseynov differentiates them, especially to the opposition of the concepts of the origin (ἀρχή) and the cause. Philosophy originated in the man’s longing to conceiving thyself, answering the question of the possibility and the source of an act in the first person. Answering this question, philosophy had to conceive the world in its fullness with the thinker included in it, which determines the philosophical vision as from within and philosophical thinking as in the first name. So the concept of ἀρχή (the origin) appeared through the answer to an ethical question and having moral content. Later Aristotle defined a man as an ἀρχή of the act in its fullness. The concept of the origin breaks free of the the causes-consequences, ends-means logic and becomes fundamental for moral philosophy, marking its opposition to the ethics as cognition of morality from outside, targeted at the causes and justifications and being unable to think of a man as an origin of an act and the world as complete and the only. Keywords: moral philosophy, ethics, ἀρχή, origin, its own self, cause, act, Aristotle, A. A. Guseynov. DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-2-148-158 Трудность в моем случае заключается в том, что я полностью разделяю позицию А. А. Гусейнова и, поэтому, скорее всего, повторю то, что сказано им лучше и убедительнее, но постараюсь добавить один понятийно-смысловой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=