Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 140 4. Имеют онтологический статус. К предыдущем пункту нужно добавить, что философские идеи определяют наше мышление и уже вследствие этого претендуют на онтологический статус. Так, идея морально ответственного существования в мире позволяет увидеть себя и все в своей жизни (физиологические процессы организма, ощущения, чувства, мысли, действия, события, других людей) как свой мир, в котором я – единственное активное и ответственное начало. Пока я жив – это так и иначе быть не может. Самой необходимостью моего существования, его неотменимостью, раз оно уже случилось, мне вручена ответственность за все в круге моего присутствия. Мир замыкается на меня. Мое существование при этом понимается не просто как природный, социально-психологический феномен, а, в первую очередь, как феномен онтологический и этический. Этос нравственной ответственности онтологичен, что значит: я (индивид) есть ответственный центр своего собственного и одновременно единственного мира, и иначе помыслить нельзя. Так как это необходимый онтологический статус человека. Другой в моем мире вторичен. Его мир не такой как мой. Другой – совсем другой, это инобытие, так как моему сознанию он недоступен изнутри. Одновременно изнутри моего мира другой – это свой другой, а значит даже за его бытие я несу ответственность. 5. Требуют личного усилия, «участия». Нет гарантии, что кто-то будет их мыслить, станет причастным им. Дело не в том, чтобы спорить о достоинстве или недостатке какой бы то ни было философской идеи (это может быть вторым шагом после ее понимания, и возможно только в контексте определенной философии). Дело в том, чтобы понять философскую идею и «держать» ее внутренним усилием своего внимания. Как отмечал М. К. Мамардашвили, без такого усилия человек является «полым», так как у него нет определенного способа мысли о бытии, нет интенсивной внутренней работы [3, с. 99]. С идеей моральной ответственности или нравственного поступка это выглядит парадоксально: держание этой идеи есть ее осуществление, то есть сам поступок. Говоря иначе: чтобы философская идея тебя захватила, тебе самому нужно ее захватить. Чтобы понять бахтинскую идею поступка, необходимо самому поступить. Причем не один раз, а каждый раз заново. 6. Радикально преображают, изменяют самосознание. Очевидно, что практическое мышление тоже является отвлеченным мышлением (как и «чисто» теоретическое). Однако оно практическое потому, что радикально преобразует мыслящего. Не осмыслив и не усвоив идею нравственной ответственности, человек постоянно будет ссылаться на обстоятельства, законы природы, других людей, отказываясь брать ответственность за свою жизнь. В отличие от сведений или нейтрально окрашенных научных знаний, философская идея преобразует бытие мыслящего о ней, изменяя направленность его деятельности, самосознание индивида. Философ, мыслящий себя и свою жизнь сквозь призму идеи, понимает себя иначе, нежели человек, такую идею не мыслящий. Образно выражаясь,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=