Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 139 ответственности. Эта идея выражается в формулировке: «я есть единственный источник поступка» (чувств, мыслей, решений и действий). Как отмечает А. А. Гусейнов [2], в практической философии индивидуальная ответственность имеет ряд особенностей: 1) она является базовой по отношению к другим видам ответственности; 2) выражает общественный характер человеческой личности. Само отношение «я – другой» априорно для морально ответственной личности и составляет архитектонику любого поступка; 3) неотчуждаема от бытия, поступающего. Нравственная ответственность, в отличие от других видов ответственности (теоретической, профессиональной и т.п.), тотальна. То есть нет таких моментов моего существования, на которые она не распространяется. По-другому это можно обозначить как не-алиби [1] в бытии: я «не могу не поступать». Так что же такое философская идея? Можно привести примеры таких идей из истории философии: идея Блага у Платона, энтелехия Аристотеля, «ego cogito» Р. Декарта, свобода в философии И. Канта, абсолютный дух Ф. Гегеля, идея нравственного поступка М. М. Бахтина, возможно, «Dasein» М. Хайдеггера. Данный ряд далеко не полный, а формулировки идей могут быть иными. Как представляется, эти фундаментальные философские идеи, являясь универсальными, неотделимы от личности (субъективности) каждого из названных философов. Предварительно, не претендуя на единственно верное понимание, можно выделить следующие характерные особенности философских идей: 1. Всеобщий характер. Они применимы к каждому человеку, охватывают всех. Каждый мыслящий человек способен их помыслить. Так, идея моральной ответственности (нравственного поступка) может стать достоянием и ориентиром для каждого, нет такого исключительного индивида, который не охватывался бы этой идеей и не был бы способен ее помыслить. Но это не значит, что понять ее легко. 2. Укорененность в культуре, эпохе . Философская идея не случайна, она не выдумка того или иного мыслителя. Безусловно, ее формулировка в языке – личное дело мыслящего. Однако он не придумывает ее на пустом месте, из ничего: предпосылки этой идеи уже есть в существующей культуре. Идея моральной ответственности индивида, продумываемая А. А. Гусейновым, укоренена в истории этических учений, начиная с античности, и коррелирует с бахтинской идеей нравственного поступка, являясь ее развитием, даже во многом «со-мыслием». 3. Они априорны и, следовательно, не проверяемы на опыте. Философские идеи фундируют мышление о чем-либо. Идея Блага Платона или свобода И. Канта не доказуемы опытным путем, но мыслятся необходимыми внутри их собственной философии. Идея нравственной ответственности, осмысленная в работе А. А. Гусейнова, есть условие возможности морали. Она априорна для практической философии в том смысле, в каком о ней говорит автор.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=