Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 138 А. В. Бабанов Институт философии РАН О ФИЛОСОФСКОЙ ИДЕЕ Статья является откликом на мысль А. А. Гусейнова. Отталкиваясь от идеи нравственной ответственности, автор предпринимает попытку наметить предельно общие черты философских идей. Как представляется, такие идеи всегда: 1) имеют универсальный характер; 2) укоренены в культуре, эпохе; 3) априорны и не проверяемы на опыте; 4) имеют онтологический статус; 5) требуют личного усилия, "участия"; 6) радикально изменяют самосознание индивида. Данная попытка предварительна и требует более обстоятельного историко-философского анализа. Ключевые слова: философская идея, А. А. Гусейнов, субъективность, нравственная ответственность, поступок, практическое мышление. A. V. Babanov RAS Institute of Philosophy (Moscow, Russia) ON THE PHILOSOPHICAL IDEA The article is a response to the thought of A. A. Guseynov. Based on the idea of moral responsibility, the author attempts to outline the very general features of philosophical ideas. It seems that such ideasare always: 1) universal; 2) rooted in culture, era; 3) are a priori and not verifiable by experience; 4) have ontological status; 5) require personal effort, "participation"; 6) radically change the identity of the individual. This attempt is preliminary and requires a more detailed historical and philosophical analysis. Keywords : philosophical idea, A. A. Guseinov, subjectivity, moral responsibility, act, practical thinking. DOI 10.22405/2304-4772-2019-138-141 Различие между этикой как наукой и этикой как практической философией прослеживается А. А. Гусейновым через идею полноты нравственной ответственности индивида (идею ответственного существования в мире). Мир, который открывается практической философией, – это всегда свой собственный мир, мир поступающего. В отличие от объективированного, рассматриваемого как бы «извне» мира научного познания, который заранее установлен в этом познании как независимый, отдельный от познающего субъекта. Это различие можно понять, как различие субъективности и объективности в контексте классической научной рациональности. А. А. Гусейнов зовет нас «спуститься» в субъективность, укорениться в ней. Для нее и изнутри нее весь мир – мой мир, а я – его единственный центр. Однако эту субъективность нельзя понимать, как мир сугубо личных грез, фантазий и желаний. Можно сказать, что это философски сформированная субъективность, которая конституирована философской идеей индивидуальной нравственной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=