Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 127 нуждается во мне, сама логика бытия призывает к действиям, направленным на благо другого. Таким образом, из требования «будь собой» следует требование «уважай другого» (здесь нельзя не вспомнить Г. Гегеля с его максимой «будь лицом и уважай других в качестве лица» [3, с. 65]) На уровне социальном быть – значит признавать других в качестве равных мне людей. Это требование вытекает из понимания того, что каждый конкретный другой способен видеть (а значит и конструировать) мое бытие лишь со своего ограниченного ракурса. Если я стремлюсь к пониманию собственного бытия во всей его полноте и многогранности, я должен учитывать не только точку зрения отдельного другого, но и позиции (в том числе противоположные) всех других, вовлеченных в социальное взаимодействие со мной. Это не значит, что я обязан их полностью принимать, но, по меньшей мере, я должен признавать право других на их высказывание и уметь их выслушивать, понимая, что в полифонии человеческого бытия имеет значение каждый голос. Таким образом, хотя моя единственность предполагает привилегированность моего положения в мире, это не обозначает, что я не могу добровольно отказаться от этой привилегированности, признав другие позиции ценностно равноправными моей. Напротив, если только я привилегирован, то только я и могу это сделать. Возвращение к нормам Поскольку одной из базовых онтологических ориентаций человека является уважение к позициям других, нормы, в которых эти позиции фиксируются и обобщаются, могут быть реабилитированы и возвращены в поле зрения моральной рефлексии. Однако их статус станет иным. Это будут уже не безличные, отчужденные законы, управляющие человеком, а эмпирические индуктивные обобщения, сделанные на основании анализа множества конкретных поступков, совершенных различными людьми. В определенном смысле нормы – это отображение общественно значимых моделей поведения, характерных для большей части людей. Поэтому они должны быть предметом рассмотрения не столько нравственной философии, сколько социологии, истории и психологии морали, или же этики как строго научной дескриптивной дисциплины. Изучение норм имеет особое значение для науки. Поскольку сам факт бытия человека обязывает его к приложению усилий в определенном направлении, провоцирует к совершению определенных поступков, можно предположить, что эти обобщения отображают базовые ориентиры сугубо человеческого долженствования, а именно требования быть уникальным, способствовать бытию другого, признавать правомерность чужих точек зрения. Большинство претендующих на универсальность норм (если не все) можно соотнести с этими ориентирами или с сочетанием нескольких из них. Мораль появляется тогда, когда «внешняя детерминация и ответственность сменяется внутренней детерминацией и ответственностью» [4, с. 1]. Ориентация на уникальность последовательно отображена в учении

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=