Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 126 В самих фактах человеческого бытия проявляется долженствование, побуждающее человека к действию. Однако какова императивность этих фактов? В чем именно состоит долженствование человека? В книге «Бытие и ничто» Сартр утверждает: «Онтология сама по себе не может сформулировать моральные предписания. Она занимается единственно тем, что есть, и из ее указаний невозможно извлечь императивы. Однако она позволяет предугадать то, что будет этикой, которая берет на себя ответственность перед человеческой реальностью в ситуации » [5, с. 624]. Иными словами, характер человеческого бытия взывает человека к ответственности, которая обусловлена не внешними императивами, а самим фактом бытия и особенностями конкретной ситуации. Принимая идеи Бахтина об архитектонике поступка в качестве отправной точки для анализа бытия человека [1, с. 49] можно наметить три базовых ориентира долженствования, определяющих побуждение к поступкам на различных онтологических уровнях: индивидуальном, межличностном и социальном. На индивидуальном уровне существовать – значит отличаться от других, быть уникальным . Бытие вещи стереотипно и повторяемо, собственно потому оно и подводится под универсальные законы. Быть таким же, как все, двигаться в сторону однообразия, заменимости – значит двигаться в сторону вещного бытия, отказывать себе в праве на человеческое бытие. Подлинное существование неповторимо и единично, оно сопротивляется любой унификации. Быть в полном смысле этого слова – значит быть личностью, постоянно развиваться, усложняться, реализовывать свои возможности, способности, таланты, делать то, что могу сделать только я один, и никто другой. Бахтин пишет в этом контексте о «не-алиби в бытии», определяющем ответственность человека. В ряду более поздних исследований особо показательны рассуждения М. Эпштейна об «алмазном правиле», которое ставит уникальность в центр моральной мотивации: «Действуй так, чтобы ты сам желал стать объектом данного действия, но никто другой не мог стать его субъектом. Делай то, что каждый должен был бы сделать на твоем месте, но чего никто не может сделать вместо тебя» [7, с. 760]. На уровне межличностном существовать – значит находиться в диалогическом общении. Диалогичность – категория одновременно онтологическая и деонтологическая. Индивид, рассмотренный в виде изолированной единицы – безжизненная теоретическая абстракция. В реальной жизни без взаимодействия с другим он не способен ни стать человеком, ни существовать в таком качестве. С этой точки зрения элементарная и неделимая единица бытия – это не индивид, а два человека, находящиеся в диалогических отношениях. Бахтин пишет, что «два голоса – минимум жизни, минимум бытия» [2, с. 280]. Осознать, понять, оценить, изменить себя можно только со стороны, глядя на себя глазами другого. Мое существования фактически конституируется другим – будь то другой человек или Бог как «Абсолютный другой». Без усилий другого я исчезаю из человеческого бытия, превращаюсь в животное, вещь, фикцию. Поскольку я нуждаюсь в другом, так же, и другой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=