Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 125 безгласного и пассивного бытия вещи, даже во всем противостоит ему. Человек – это бытие активное, осознающее самого себя, способное выразить себя в языке, ставить цели и создавать себя в поступках. Если бытие вещи дано в готовом виде, то для человека оно задано, то есть является задачей, которую еще предстоит реализовать. Для того чтобы быть человек должен прилагать усилия: действовать, совершать поступки. Поступок – это способ бытия человека так же, как, например, плавание есть способ бытия пловца. Отказаться от поступка – значит превратить себя в вещь, в средство, умереть как человек, как цель. В этом смысле бытие человека – это и есть его долженствование. Разделение бытия на вещное и человеческое предполагает переосмысление классической цепочки «факт-норма-поступок», т.е. движение от бытия к должному, а затем – опять к бытию. Если исходить из философии поступка, фактически существуют не изолированные мир бытия и мир ценностей, а два мира бытия: человеческое бытие, пронизанное ценностями, и бытие вещей самих по себе, от ценностей свободное. Между бытием вещей и бытием человека все так же лежит разрыв, о котором писал Юм. Однако это рукотворный разрыв, создающий человеческое бытие. Его нужно не преодолевать, а поддерживать и расширять. Нет никакой необходимости выводить бытие человека из бытия вещи, напротив, бытие человека нужно понимать, как нечто противоположное бытию вещи, как преодоление вещности (т.е. безгласности, пассивности, бездумности, бесцельности и т.д.) Если нравственная философия и должна говорить о фактах, то о таких фактах, которые фиксируют бытие именно человека. Когда философ выводит нормативные суждения из дескриптивных, он выводит их не из положений физики или биологии, а из фактов, фиксирующих бытие человека в обществе, т.е. институциональных фактов. Факты такого рода явно или скрыто ценностно нагружены уже в силу того, что они выражают специфику человеческого бытия (Ж.-П. Сартр пишет, что человек «является бытием, посредством которого существуют ценности » [5, с. 626]). Никакого запрета на переход от институциональных фактов к поступку нет и быть не может, поскольку в перспективе философии поступка и то, и другое суть выражения нормативно заданного бытия человека. И факты, значимые для морали, и моральные поступки лежат по «эту» сторону пропасти. Человеческое бытие и человеческое долженствование невозможно оторвать друг от друга как две стороны одного целого. Без человеческого бытия долженствования быть не может . Без долженствования человеческое бытие деградирует до состояния вещи, средства. Рефлексия над моралью в таком контексте утрачивает всякие претензии на естественнонаучность и становится онтологией или, как пишет М. М. Бахтин, «первой философией». При этом это онтология именно человеческого существования. В отличие от вещи, которая статична, пассивна, безответна, человек выражает себя деятельно – в изменениях, свершениях, становлении. Поэтому онтология морали с необходимостью является онтологией поступка.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=